Таким художника вы еще не видели.

Фото Игоря Логвина

23 мая в петербургском музее современного искусства «Эрарта» открылась выставка бронзовых скульптур Сальвадора Дали. Несмотря на то, что сюрреалист больше известен своей живописью, скульптура стала важным направлением его творчества. ART1 одним из первых увидел произведения 1934—1987 годов, переосмысляющие знаковые работы Дали, и приглашает читателей присоединиться к виртуальному путешествию по неизвестному миру художника. На реальное отправляйтесь 25 мая, когда экспозицию откроют для всех желающих.

На открытие экспозиции в Петербург приехали управляющий директор музея Dali Universe Алекс Доппиа и коллекционер Беньямино Леви, который дружил с Дали и приобретал его бронзовые скульптуры.

Алекс Доппиа 

Беньямино Леви

В 1960-е годы Леви организовал в своей галерее выставку произведений сюрреалистов, на которой познакомился с Сальвадором Дали. Леви поддержал художника в его намерении вернуться к скульптуре и заказал Дали серию бронзовых скульптур, основанных на сюжетах самых известных его произведений. 

 

Дали обратился к скульптуре, стремясь перейти через границы двумерного пространства холста. Скульптура позволила ему наиболее полно воплотить свое сюрреалистическое видение и художественные формы в пространстве. Дали сам создал оригинальные макеты и проекты, которые затем отливались на заводах Европы под руководством мастера с использованием техники восковой модели «cire-perdue».

Раньше коллекцию, которую привезли в Петербург, показывали на Вандомской площади в Париже (1995), Piazza dell’Accademia во Флоренции (2013), Родео-драйв в Беверли-Хиллз (2016) и в Тайм-Уорнер-Центре в Нью-Йорке (2010—2011).

Для посетителей «Эрарты» (29-я линия В. О., 2) выставка откроется 25 мая и продлится до 23 сентября. Она организована в выставочном крыле на первом этаже

«Величие времени»

«Величие времени» — один из нескольких скульптурных эквивалентов образа мягких часов, знакомых по картинам «Постоянство памяти» (1931) и «Мягкие часы» (1954). Часы расположились на дереве — символе жизни, а ангел и женщина под ним погрузились в раздумья. Так Дали показывает, что время обладает властью над человеческим бытием.

 

«Благородство времени»

«Благородство времени» — еще одна скульптурная вариация любимого образа сюрреалиста. Эти «тающие» часы представлены в монументальной форме размером в 4,9 метра. Они олицетворяют неизбежность движения времени только в одном направлении.

 

«Женщина и время»

«Космический слон»

Представленный на выставке трехметровый бронзовый «Космический слон» перекликается с живописной работой 1946 года «Искушение святого Антония». По Дали, в слонах есть метафизический дисбаланс, ведь их хрупкие ноги не должны выдерживать тяжесть обелиска, который они держат.

«Прославление Терпсихоры»

В этой скульптуре изображены два сюрреалистических танцора: танцор с мягкими формами представляет утонченный мир бессознательного, а танцор с кубическими формами символизирует хаос современной жизни. В каждом из нас танцуют вместе два этих ритма.

«Адам и Ева»

Автор трактует библейскую историю как познание радостей плотской любви через преступный грех. Ева, соблазненная Змеем, предлагает Адаму запретный плод. Он замер с поднятой рукой, не зная, что выбрать — обещание Богу или искушение.

«Космическая Венера»

«Мягкие часы» эротизированной версии Венеры напоминают зрителю об изменчивости вкусов и бренности красоты тела, в отличие от красоты искусства. Золотое яйцо указывает на главное предназначение женщины — дарить бесконечно возобновляющуюся жизнь.

«Присяга моде»

Высокую Моду олицетворяет Венера в позе супермодели, а кутюрье представлен в виде рыцаря, который приносит присягу своей музе. Сам Дали был тесно связан с модным миром: он работал с Коко Шанель, Эльзой Чиапарелли и журналом Vogue.

«Алиса в стране чудес»

Один из любимейших образов Дали — вечная девочка Алиса, наивность и искренность которой не удалось нарушить даже обитателям сюрреалистического мира из страны чудес.

 

«Улитка и ангел»

В этой композиции улитка символизирует медленное течение времени, а стремительный ангел появился для того, что бы наделить ее неограниченной скоростью. Но перед временем и он бессилен, о чем свидетельствует костыль — символ слабости.

«Видение ангела»

Образ Бога представлен в этой скульптуре большим пальцем правой руки, из которого появляется все живое. Фигура человека, хоть и устремляет ветви к небесам, корнями привязана к земле. В это время ангел размышляет о двойственности человека и тщетности его устремлений стать Богом.

«Единорог»

Единорог символизирует мужественность, пронзая символическую живую преграду и выдавливая в ней отверстие в форме сердца. Рядом лежит обнаженная женщина, побежденная мифическим зверем.

«Ликующий Ангел»

Ангел трубит в волшебную трубу, чтобы послать ликующую весть всем, кто способен его услышать.

«Леди Годива с бабочками»

Бабочки возвещают прибытие женственной и чувственной Годивы и не просто порхают вокруг, а становятся украшением ее тела. Леди Годива воплощает земную красоту, тогда как бабочки символизируют мир неземной красоты.

«Пылающая женщина»

В скульптуре огонь, поглощающий женщину, символизирует ее подсознательное желание, а выдвигаемые ящички в ее теле означают сознательную тайную жизнь. Женщина оказывается бессильной перед страстями, которые ей овладевают.

Фото Игоря Логвина