ART1 пообщался с программистом о том, как роботы и люди будут уживаться в ближайшее столетие.

Фото Игоря Логвина

На седьмую секцию проекта LAKHTAVIEW, посвященную технологиям и их роли в формировании города будущего, в Петербург приехал японский деятель в сфере Art & Science и основатель проекта teamLab Дайсуке Сакаи. Его участники устраивают масштабные инсталляции, интерактивные световые проекции и выставки в виртуальном окружении. Благодаря teamLab водопад в горах Сикоку распустился цветами, лондонская галерея Саатчи наполнилась бабочками, а в руинах замка Фукуока прошел праздник света. Обязательно посмотрите на эти и другие проекты teamLab.

ART1 побеседовал с Дайсуке Сакаи о том, смогут ли роботы когда-нибудь написать симфонию, сбудется ли сценарий антиутопии про беспощадный искусственный интеллект и как украсить традиционный Петербург цифровым искусством.

— Дайсуке, из вашей биографии следует, что интерес к искусству к вам пришел уже после того, как вы занялись роботехникой. Почему вы решили начать интегрировать научные технологии в творческую среду?

— Будучи инженером, я специализировался на разработке человекоподобных роботов. Вместе с пятью студентами-энтузиастами мы организовали нашу компанию teamLab, и один из них был увлечен искусством. Тогда мы подумали, почему бы не попробовать в совместном проекте объединить наши интересы — искусство и технологии?

Проект «Strokes of Life», прошедший в начале года в Сингапуре.

— Какими проектами вашей группы teamLab на стыке искусства и науки вы больше всего гордитесь?

— Один из них проходит прямо сейчас. В парижском выставочном центре Гранд-аль в парке Ла-Виллет (la Grande halle de la Villette) организована интересная выставка площадью 2000 квадратных метров. Наша команда представила уникальный иммерсивный проект-путешествие в мир новых технологий.

Подробнее о парижской выставке почитайте здесь.

Второй важнейший проект — наш постоянно действующий музей цифрового искусства в токийском районе Одайба «Mori Building Digital Art Museum: teamLab Borderless», который откроется в июне. На площади в 10 000 квадратных метров на берегу Токийского залива развернется лабиринт из света из звука, в котором мы представим около наших 50 произведений.

Подробности о японском проекте вы можете изучить здесь

— Почему вы выбрали для вашего музея именно такое название, которое можно перевести как «teamLab безграничный»?

— Это значит, что цифровое искусство действительно безгранично, в отличие от традиционного. Когда мы говорим о традиционном искусстве, у нас есть, например, картины, скульптуры, музыкальные произведения. Они существуют по отдельности и не могут переходить друг в друга. Тогда как в цифровом искусстве мы можем с легкостью трансформировать его виды и преобразовывать один в другой.

— В фильме «Я робот» была цитата, которая стала мемом: «Ты всего лишь машина, только имитация жизни». Как вы считаете, роботехника когда-нибудь заменит человека в традиционном искусстве? Сможет робот написать симфонию или нарисовать новую Джоконду?

— Конечно, нет. Я изучал искусственный интеллект и наглядно показывал, в чем он может быть силен, а в чем нет. Творческая деятельность — это, однозначно, его слабое место. Искусственный интеллект никогда не сможет создать что-нибудь новое и интересное. У него не получится удивить или впечатлить людей.

— Илон Маск уверен, что искусственного интеллекта нужно опасаться. Как думаете?

— Уверен, не следует его бояться. Это всего лишь инструмент, и мы знаем, как им пользоваться. Как минимум в ближайшие 50 или даже 100 лет не стоит опасаться сценария, в котором наш мир превратится в научно-фантастическую антиутопию, где машины уничтожают людей.

Как я уже сказал, у искусственного интеллекта есть стороны, в которых он слаб. А для того, чтобы создать власть, нужно творческое мышление, которого у машин нет.

— Как вы представляете себе совместный быт машин и роботов через 100 лет? Кто чем будет заниматься?

— Я вообще не думаю, что роботы должны в какой-то мере приобретать форму, подобную человеку. Скорее, они будут принимать участие в формировании интерфейса: визуального, слухового, тактильного.

Робототехника будет больше внедрена в сами дома. Например, робот может быть встроен в холодильник. Тогда вы будете знать, какая еда у вас есть и что вы можете из нее приготовить.

— Представим, к вам пришел молодой человек, который хочет развиваться в сфере науки и искусства. Какие перспективные направления в техногенном искусстве вы бы ему порекомендовали?

— Я считаю, что уже через десять лет будет больший опыт погружения в техногенное искусство. Произведения и инсталляции на стыке науки и искусства появятся в большем количестве. Их стоить начать постепенно внедрять в сами города, тогда в будущем они смогут стать неотъемлемой частью городского пейзажа.

— Какие направления техногенного искусства уже сейчас можно ввести в России в целом и Петербурге в частности?

— Насколько я успел рассмотреть Петербург, все здания в нем очень красивые, но при этом традиционные. Лучшим применением цифрового искусства здесь будет использование ночной подсветки.

Будем ждать, что Дайсуке Сакаи еще раз посетит Петербург, чтобы представить проект в сфере Art & Science в российских реалиях. А пока читайте о международных работах teamLab на их сайте, любуйтесь фото в инстаграме, вдохновляйтесь видео на ютубе и следите за новостями в фейсбуке

Фото Игоря Логвина. Беседовала Ирина Геттингер. Благодарим за организацию интервью проект LAKHTAVIEW.