ART1 рассуждает, идти ли на эту экспозицию равнодушным к современному искусству.

Игорь Логвин

Со 2 марта в «Манеже» при поддержке фонда «Свободные художники Петербурга» проходит выставка «Красота: плюс-минус». В экспозицию вошли более 200 работ современных художников: от многометровых скульптур и керамики до живописи и фотографии. В проекте приняли участие Государственный Русский музей, Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, фонд братьев Саулини, но главное — большое количество независимых художников, чьи работы едва ли когда-нибудь еще доведется увидеть в одном месте. ART1 посетил мир эстетического многообразия и ответил на три главных вопроса об экспозиции.

Начало весны организаторы выставки сочли самым подходящим временем для размышлений об эстетике и в ходе этих размышлений пришли к выводу, что единого критерия прекрасного не существует. А потому представили в «Манеже» десятки различных взглядов на красоту: глазами преподавателей и студентов Академии художеств, последователей старой и новой школ, с точки зрения концепта и китча.

Что значит «плюс-минус»?

Плюсы и минусы красоты? Красота как что-то неточное, как когда речь идет о погоде или количестве людей, которые нажали на кнопку «Я точно пойду на это мероприятие»? Нет, нелепость какая-то. Гадаем дальше. Положительное и отрицательное влияние красоты?.. Чтобы не мучиться догадками о символизме названия, достаточно посмотреть на логотип выставки — и воображаемое яблоко прозрения тут же стукнет по макушке. Эврика! Батарейки?! Ну почти.

Куратор проекта Александр Боровский объясняет, что ни про одно произведение искусства нельзя однозначно сказать: «Это красиво, а это нет». И дело даже не в личной субъективности, а в том, что «видение красивого не статично, оно балансирует между плюсом и минусом, как ток». Следовательно, получившаяся выставка — нечто куда более сложное, чем палитра различных взглядов. Дело не только в том, кто смотрит, но и в том, под каким углом, в какой период времени, с какими целями и так до бесконечности. Короче говоря, дело в критериях, по которым мы беремся оценивать прекрасное.

Вот я стою у бронзовой статуи «Женщина на одной ноге» Василисы Балашовой. Меня заинтриговала поза героини. Верхняя часть ее тела находится в покое — рукой она подпирает подбородок и облокачивается на ногу. А нижняя часть явно в динамике — та самая нога висит в воздухе. И я гадаю: то ли здесь предполагается невидимая подпорка, то ли через секунду женщина должна упасть. Хитро, думаю я. А значит, красиво, раз я разглядываю ее уже минут пять.

В этот момент мимо проходят двое мужчин. Один бросает на бронзовую женщину беглый взгляд и выдает своему спутнику: «Ничего себе целлюлит, бедная баба!». И я остаюсь со своей безмолвной собеседницей в полном возмущении. Да как он мог, он ведь даже не остановился, чтобы с ней познакомиться! Не узнал, из какого она металла и в каком веке жила. Может быть, тогда она была идеалом красоты! Да и знает ли этот наглец, как тяжело сидеть на диете? Но у него один критерий, метнувший красоту к знаку «минус», у меня другие, и они склонили красоту к знаку «плюс». И в этом — весь замысел экспозиции.

«Женщина на одной ноге» Василисы Балашовой, о которой так нелестно отзвались посетители выставки 

Есть ли смысл идти на выставку, если современное искусство не близко?

Да, и для этого есть как минимум две причины. Во-первых, на выставке представлены работы 66 авторов, творящих в совершенно разных техниках и манерах. Не можете разглядеть «Ночную Неву» на темном холсте со ржавым куском металла Валерия Лукки? Пожалуйста, рядом висит более понятная картина Романа Ляпина с изображением моста святого Ангела в Риме. А если Италия не вызывает приятных воспоминаний, можно восхититься лаконичностью морских пейзажей Евгении Буравлевой.

Есть интригующие дамы с целлюлитом, а есть изящные греческие формы. Можно очароваться желто-зеленой обнаженной «Олимпией» Андрея Семенова, которая пьет вино, общается с котом и совсем не грустит о пропаже своей туфли, а можно познакомиться с коллегой девушки с веслом — «Строгим юношей» Тимура Новикова.

Во-вторых, если уж работы ни одного из современных художников все-таки не находят положительного эмоционального отклика, можно принять участие в игре по поиску тех самых критериев. Включайте внутреннего критика-детектива, попытайтесь выйти за пределы субъективного видения мира и попробуйте догадаться, например, в каком контексте героиня картины «Праздник» Ольги Гречиной может считаться эталоном красоты с ее головой-черепом и куриными лапками. Занятие увлекательное и полезное для кругозора.

Кроме того, именно эта вовлеченность и была главной целью проекта. «Мы видим свою роль не в том, чтобы репрезентировать собственный эстетический выбор, наша задача в создании выставочной ситуации, напоминающей о том, что эстетическая битва продолжается, а зрители являются не только ее свидетелями, но и участниками», — объясняет Боровский.

Кстати, сам куратор признался, что лично его представлениям о красоте на экспозиции соответствует всего около пяти работ. Из любимого — «линия академического прерафаэлитизма», работы Ларисы Кирилловой и Татьяны Федоровой с их идеальными образами и возвышенными мыслями.

Красота спасет мир?

«Нет, — без колебаний заявляет Александр Боровский. — Ничего не спасет. Поэтому нужно любить сегодня. И выпивать завтра».

Выставка проходит в «Манеже» до 17 марта.

Автор текста: Эжена Быкова

Автор фото: Игорь Логвин