Петербургскую публику продолжают знакомить с зарубежной музыкой.

Фото: Валерия Исаева

Второй сезон проекта «Голландские сезоны», который демонстрирует жителям Петербурга современную музыкальную культуру Нидерландов, завершился выступлением в Александринском театре финского MC Kesken под джазовую аранжировку голландского композитора Сасу Шилдта. Фотокорреспондент ART1 открылся экспериментам и отправился оценить западную импровизацию.

Возле концертного зала группы людей рассматривают картины в Музее театрального и музыкального искусства. Вхожу — зеленая обивка стен, свет не очень яркий: настроение бара в США где-нибудь с век назад. Но пюпитры с партитурами здесь же ровно стоят в несколько рядов, внося элемент стройной академичности. Обстановка начинает создавать ощущение интригующего диссонанса.

«Сасу, где ты? Встань, покажись», — просит дирижер Dizzy Dutch Duck Антон Боярских. Из глубины зала скромно поднимается мужчина, к которому обращены несколько десятков восхищенных глаз. Раздаются настойчивые аплодисменты. Видно, что многие уже знакомы с творчеством композитора.

«Это сложная для исполнения музыка, — говорит дирижер. — Сасу вырос в небольшой деревушке в Финляндии. И все детство интересовался мрачным альтернативным хип-хопом. Это повлияло на особенность его аранжировок».

Первое инструментальное отделение начали немного сумасшедшие Dizzy Dutch Duck и джазовый ансамбль. Неожиданные повороты мелодии еще больше притягивали оттого, что, пытаясь угадать, что будет дальше, ты был абсолютно сбит с толку. Эта музыка, которая требует абсолютной свободы: свободы выражения и тем более свободы восприятия.

Нужно просто отдаться этим причудливым изгибам нот. И подергивать не только плечом, но всем, что хочет идти в такт. Слушать такую музыку иначе едва ли получится. В этом вся фишка — в импровизации. Здесь не нужно пытаться понять гармонию, музыканты уже точно все сделали за тебя. Этот вечер нужен, чтобы парить на маленьких черных нотках, обматываться струнами, мотать головой и подтанцовывать бедрами. Откройся экспериментам — говорила музыка.

Второе отделение — это то, что вы наверняка не услышите в привычных местах. Как и в первый раз, появилось ощущение «неправильности», когда к этому стихийному ансамблю присоединился белый очкарик в светлой. Но за флером интеллигентности и стиля прятался известный финский MC Kesken. Своим низким уверенным рэпом он ворвался в этот хип-хоп-джазовый ансамбль и пришелся очень и очень к месту. Кескен стал завершающей деталью экспериментальной, но потрясающе слаженной мозаики.

Люди улыбались во весь рот и двигали плечами под бит. Соседи смотрели друг на друга и через ряд, чтобы удостовериться, что не только они слышат такую потрясающую музыку.

Автор текста и фото: Валерия Исаева