ART1 посмотрел на странности непарадной жизни Петербурга глазами мастера стрит-фото.

aleksandrpetrosyan.com

До 31 марта в екатеринбургской арт-галерее «Ельцин Центра» действует проект «Кунсткамера» фотографа Александра Петросяна. На выставке, организованной совместно с Центром документальной фотографии FOTODOC, экспонируется несколько десятков снимков, представленных в 2016 году на страницах одноименной авторской книги — собрания кадров причудливой уличной жизни Петербурга. ART1 разгадывал фирменный авторский метод «гоголевского глаза» на примере выразительных сценок с участием выхваченных из толпы героев Северной столицы.

Фотограф Александр Петросян отдает предпочтение жанру репортажной съемки, в которой он работает уже около 20 лет. Этот репортерский опыт быстрого реагирования на общественные раздражители, когда нужно с документальной точностью уловить самую суть, объективно передать одним кадром эмоцию любого происшествия или события, особенно ощутим в его творчестве. Но какая-то черта, проявляющаяся во многих его снимках, дает основания выделять его из череды современных фотожурналистов. Какая именно — сразу сказать сложно.

Фотограф однажды признался в интервью, что снимать действие как оно есть для него не всегда интересно — куда заманчивее запечатлеть что-то не про само действие, а про свое ощущение от него: «Меня иногда заносит слишком далеко от темы». «Заносит», вероятно, вследствие острого любопытства и почти маяковской мечты «смазать карту будня, плеснувши краску из стакана».

Впрочем, Петросян предпочитает скорее не расплескивать краски собственноручно, а выискивать уже расставленные кляксы вокруг себя. Женщина, наблюдающая через окуляры театрального бинокля за Маршем несогласных прямо из «партера» строя полицейских. Уснувший в самом разгаре рабочей смены бригадир дорожных строителей. Африканец, участвующий в крещенских купаниях… Среди героев снимков обязательно найдется неуместный аксессуар, что выбивается из отутюженного образа ровного течения городской жизни.

Благодаря грамотно выстроенной композиции лучшие фотографии Петросяна заряжены ироничным откликом на абсурдные грани российской действительности. По своему настроению некоторые из произведений фотографа близки к ироничным снимкам Эллиотта Эрвитта, но, в отличие от знаменитого американца, Петросян предпочитает менее прямолинейный взгляд на парадоксы окружающей среды. Сюжеты его фотографий неоднозначны, они раскрываются не сразу и в принципе могут одновременно восприниматься и в качестве комичных пустяков, и в качестве неожиданных откровений.

Как и Эрвитт, Петросян строит свои сцены на внезапных контрастах, но не зацикливается исключительно на них, а обращает внимание на контекст. В его фотографиях он звучит по-особенному. Петербург здесь играет отнюдь не первую скрипку, но все же становится тем фоном, что оттеняет портреты действующих героев и привносит новые значения запечатленным ситуациям. Рассуждая о творчестве Петросяна, писатель Татьяна Толстая заметила, что в его фотографиях присутствует «гоголевский глаз».

Авторское видение города, действительно, тяготеет к портрету Петербурга, созданному одним из классиков русской литературы. Во многих снимках Северная столица являет сочетание мистического и реального, которое дает о себе знать в сценах, происходящих не только в мрачных парадных, но и на городских улицах. Здесь возможны самые необыкновенные, курьезные, из ряда вон выходящие происшествия. Петербург в каком-то роде и сам превращается в Кунсткамеру, где собраны порой совершенно редкие экземпляры. Юродивые, ряженые, сумасброды и проказники — все они будто противопоставляют себя дворцовой чопорности и парадному лоску. Снимая митинги или городские массовые гуляния, Петросян точен и последователен, но в действительности его фотографии — лишь скольжение по кромке реальности, преодоление рутины в самом широком смысле этого слова.

Автор текста: Екатерина Кустарёва

Фото: aleksandrpetrosyan.com