ART1 посмотрел, удалось ли начинающему режиссеру снять достойный хоррор.

кадр из фильма

В прокат вышел дебютный фильм Александра Домогарова-младшего «Пиковая дама», снятый в жанре вновь набирающего моду хоррора. ART1 побывал на премьере, чтобы увидеть, как попытка завоевания новых вершин кинематографа скатилась до безнадежного подражания голливудским аналогам.

Девочка Оля (Ангелина Стречина) и ее младший брат Артем (Даниил Муравьев-Изотов) теряют мать в результате аварии, и отец отправляет их в школу-интернат. Там герои сталкиваются с чередой паранормальных явлений, заводят новых «друзей» и попадают в страшную катавасию. Предпосылкой надвигающийся опасности становится образ мамы, который начинает являться Артему, и страшный обряд — вызов Пиковой дамы (польская актриса Клаудиа Бочар), который все воспринимают как шутку, но лишь в самом начале.

С первых минут понятно, что фильм полон нереализованных амбиций. Авторы наполнили картину чередой клише, которых даже не стесняются. Архетипы главных персонажей: сирота Оля — умница, которая обязана спасти брата, беззащитный маленький Артем — катализатор всех проблем, эгоистичный красавчик-богатей Кирилл, стервозная оторва Алиса, ее «страшная подружка» Соня и так далее.

Говоря об игре, можно с уверенностью сказать, что актеры пытались. Но «пытались» — не значит «смогли». Большая часть сцен — это глупые кривляния и неоправданные попытки раскрыть характеры всех героев сразу. Оля — девочка забитая и отчужденная, якобы не такая, как все. Жаль, что вместо этого трогательного образа мы получили пресные гримасы и скуку на лице актрисы. Видимо, для персонажа Ангелины Стречиной потерять мать, оказаться в проклятом особняке и едва не умереть — дело обычное.

Об одержимом демоном мальчике и говорить не стоит. Бытует такое мнение, что детям в кино играть сложнее, чем взрослым. Возможно, это так, но киноистория знает много случаев, когда маленькие актеры справлялись с работой «на ура». Примером может послужить даже «Ералаш» с его неиссякаемым источником юных звезд русского кино. К сожалению, «Пиковая дама» такими уникумами похвастаться не может. По большей части игра Даниила Муравьева-Изотова вызывала лишь смех, нежели сочувствие, или страх за судьбу мальчика.

Не добавили огоньку и музыкальные эффекты, так «неожиданно» обрывающиеся перед очередным «бу». Этот прием убивает последнюю интригу. В итоге скримеры — самый двоякий момент этой картины.

С одной стороны, мы видим графику, которая не уступает многим голливудским фильмам ужасов. Сама «Дама» прорисована старательно, хоть и не очень детально. В любом случае ее появление в темном кадре гармонично, хотя и весьма предсказуемо из-за вышеупомянутых горе-саундтреков. Однако образ Пиковой дамы — одна треть всей жути фильма. По большей части в роли скримеров выступают вскакивающие в кадр персонажи, падающие шкафы и прочие предметы. Пиковой дамы в самые острые моменты фильма маловато.

Сам особняк представляет собой клишированную локацию не то исторического сериала, не то нового ремейка Гарри Поттера. Искусственно потрепанные стены и затемненные коридоры, бутафорская таинственность в каждом темном углу. В итоге весь дом как один огромный хромакей, не несущий в себе ничего, кроме фона для сюжета. Никакой атмосферы «дома, в котором обитает зло».

Было видно, как смело режиссер Александр Домогаров-младший замахнулся на авторитет гуру ужасов — американского режиссера Джеймса Вана. И даже Дама будто под копирку списана с образа монахини из его одноименного фильма.

Картина скатилась в безнадежную копипасту не то темной версии «поттерианы», не то культовой франшизы «Астрал». В нем и нечисть, и сатанисты, и солянка всего, что когда-либо могло напугать массового зрителя. Фильм — одна большая мешанина старого и приевшегося: банальный ход событий, заштампованный набор героев, «неожиданный» финал и ежеминутные назойливые скримеры, упорно пытающиеся взять количеством, а не качеством. И вот перед нами «Пиковая дама. Зазеркалье» во все своем великолепии. Или в его полном отсутствии.

Автор текста: Александра Коленкова.

Кадры из фильма взяты из открытых интернет-источников.