ART1 побывал на премьере документального гротеска про историческую кинофабрику.

Фото предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

В середине марта на киностудии «Ленфильм» состоялась премьера документально-игровой картины Александра Позднякова «Голоса в старых стенах», который рассказывает историю старейшей кинофабрики страны. ART1 увидел в фильме неудачную попытку соединить две эпохи «Ленфильма», так как старые стены оказались слишком плотными, чтобы донести голоса прошлого до потомков.

Премьерный показ ленты «Голоса в старых стенах» первоначально был назначен на декабрь 2018 года, аккурат к 110-летию «Понизовой вольницы», первого игрового российского фильма. С тех пор документальный гротеск продолжали трепетно ждать, но не столько рядовые зрители, а в основном те, кто принимал непосредственное участие в съемках. Таковых оказалось немало. В итоге лента с самого начала вызывает ассоциации с детской сказкой про теремок — ладно выстроенную хижину, окруженную могучими лесами и горами с заснеженными вершинами. Внутри этого милого домика обитает и по-своему радуется жизни всякий, кто считает себя участником ленинградского кинопроцесса.

Фильм Александра Позднякова, мировая премьера которого состоялась месяцем ранее в Берлине — это история одной семьи, передающей из поколения в поколение свои навыки, умения и ошибки. На экране возникают и тут же исчезают Игорь Масленников, Алексей Герман-младший, Сергей Сельянов, Александр Сокуров и многие другие. Деятели кино вспоминают «золотой век» «Ленфильма» и дух старейшей кинофабрики, рассказывают истории со съемочных площадок и репетиций Театральной академии на Моховой, где подрастает новая генерация актеров. В совокупности эти истории, накладываясь друг на друга, превращаются в ясную картину реальной жизни киностудии, вот только проникнуться ею, как кажется, дано лишь тем, кто продолжительное время изучал ее изнутри.

Те самые «голоса», которые обещает зрителю название картины, и правда есть. Они, в буквальном смысле, перемещаются сквозь стены киностудии, поддерживаемые современным техническим оборудованием, или, попросту говоря, дронами. Аппараты взмывают в небесную синь, охватывая все закоулки Петроградской стороны, а затем уступают место хроникальным кадрам, снятым в тех же стенах студии, где внимательный зритель легко узнает Григория Козинцева, а среди голосов признает Фридриха Эрмлера и Илью Авербаха. Именно эти редкие кадры приоткрывают массивную дверь между случайным гостем и жителем студии. Но образовавшаяся узкая щелка лишь слегка пропускает лучи света, которые могли бы дать зрителю возможность почувствовать теплое дыхание трудного и продуктивного прошлого «Ленфильма».

Создатели постарались нежно воспроизвести кадры хроники и при этом нарочито современно показать студии с высоты птичьего полета под скрипы и шепот местных жителей. В картине то и дело мелькают игровые зарисовки воспоминаний современников, которые как раз-таки для несведущего никакой реакции не вызывают, а бодрый аккомпанемент «Дунаевский Orchestra» порой сбивает с нужного настроения.

Отдельной темой проходит воссозданная на озере Разлив в Тарховке декорация фильма «Понизовая вольница» со знаменитым валуном. Здесь тебе и участники «исторической былины» о Стеньке Разине, и «первая киногруппа» — Дранков, Ромашков и оператор Козловский, который то и дело нелепо вопрошал о зарплате. Козловский образца XXI века крутит ручку подлинной берлинской камеры Grass u. Worff столетней давности, позаимствованной из музея «Ленфильма». Однако режущая яркость цифры так и не позволила проникнуться ностальгическим настроением возвращения давно утраченного и забытого, к чему так стремились несмолкающие «голоса» студии.

Автор текста: Яна Телова

Фото предоставлены пресс-службой «Ленфильма».