Наш автор посмотрел социальную драму, историческую киноэпопею и эксцентричную любовную историю.

Эндрю Скотт в фильме «Сезон измен»

На XII Фестивале ирландского кино IRISH FILM FESTIVAL 2019 жителям Петербурга, Москвы и Казани представили премьеры полного и короткого метра — от драм и триллеров до комедий и анимации. В первой части нашего материала мы рассказали про программу короткометражек «Ирландские веселые истории». Теперь ART1 побывал на премьерах трех полнометражных картин — «Черный 47-й», «Майкл внутри» и «Сезон измен» — и  узнал, о чем любят поговорить ирландцы.

«Черный 47-й», Ирландия, Люксембург, 2017 (режиссер Лэнс Дейли)

Программу фестиваля открыла историческая драма «Черный 47-й» режиссера Лэнса Дейли. Фильм показывали вне конкурса на Берлинском кинофестивале, и он остается единственным в своем роде киноэпопеей о великом картофельном голоде 1847 года, свирепствовавшим на территории Ирландии. Главный герой Мартин Фини (Джеймс Фрешвилл), дезертировавший солдат Британской империи, возвращается в родную Ирландию, чтобы забрать семью и отправиться на поиски лучшей жизни в Новую Англию, но вместо этого застает пандемический голод и нищету, а главное, узнает о смерти близких. Лишившись последних родственников, Фини хладнокровно отправляется восстанавливать баланс справедливости.

Режиссеру удалось сделать из национального бедствия прошлого лирическую и одновременно зрелищную картину, способную завоевать внимание зрителей со всего мира. Вместе с этим, Дейли не пытается превратить ленту в поджанр исторического эксплуатационного кино, отказавшись от предельной жестокости и навязчивости. В фильме нет натянутых карикатурных диалогов, характерных для ветхозаветных клинт-иствудских вестернов. Напротив, местами неуместное молчание персонажей — словно те не знают, что сказать — демонстрирует самодавлеющий ирландский дух того времени. В фильме почти отсутствует тема хваленной гордости и нет самоистязающих сражений за честь государства — Фини сражался, а потом и квитался «не за королеву, а за своих товарищей».

Джеймс Фрешвилл убедительно демонстрирует зрителям сумрачный взгляд рейнджера со штуцером через плечо и ирландский темперамент, тщательно скрываемый за густой бородой. Хьюго Уивинг («Облачный атлас», «Матрица») внушает к себе симпатию с первого появления в самом начале фильма. Он играет компетентного старого волка, инспектора Ханна, которого британские власти освободили от казни за убийство и послали на поиски неуловимого мстителя. Герой Уивинга немногословен и красноречив в молчании.

Остальные актеры остаются в тени, включая Фредди Фокса, играющего ребячливого и еще неопытного блюстителя британских законов. Но, кроме крепкого кастинга, в фильме имеются аппетитные блокбастерные сцены с быстрой сменой кадров, «внезапно заканчивающимися» пулями, неожиданными спасениями от того-от-которого-совсем-не-ожидал и музыкой, звучащей на финальных титрах эпично и особо громко. В качестве бонуса прилагаются картинные ландшафты пустынной Ирландии и национально-культурный месседж, понятный даже тем, кто равнодушен к ирландской истории.

«Майкл внутри», Ирландия, 2017 (режиссер Фрэнк Берри)

Снятую режиссером Фрэнком Берри социальную драму о становлении личности в спартанских условиях тюрьмы сложно назвать молодежной. На месте главного героя Майкла (Дэвид Флинн) мог бы оказаться любой маленький человек, даже если он при этом уже взрослый. Майклу 18, он живет с дедом, учится в вечерней школе и мечтает поступить в колледж на одну из программ по социологии до тех пор, пока не лишается свободы. Герою придется смириться с мыслью, что взрослеть ему придется за решеткой.

Мы наблюдаем за персонажем исподтишка, словно постоянно идя у него за спиной или заглядывая через плечо — камерная манера съемки нарочно неспешно ведет зрителя по коридорам тюремных катакомб или по пустынной дублинской улице, где Майкл ранее имел обычай встречаться с подругой или кутить с недобросовестными товарищами.

Дуэт с главным героем составляет его брутальный покровитель Дэвид (Мо Данфорд, появлявшийся в фильме «Черный 47-й» в эпизодической роли), который видит в Майкле стопроцентного протеже и  использует в своих целях на время пребывания того в тюрьме, лояльно шефствуя над парнем и временами оказывая тому помощь.

Фильм выглядит не очень оригинальным, словно по привычке повествуя зрителю о беспомощности подростков в их борьбе против системы, поднимая затасканные темы и активно используя шаблоны — враждебно настроенное общество против ни в чем не повинного подростка, отсутствие понимания со стороны сверстников и штампованный главный герой. Фильм чрезвычайно прост, вызывающе минималистичен и местами немного затянут. Но любители социальных драм оценят, а ценители соцреализма по-ирландски полюбят.

«Сезон измен», Ирландия, 2017 (режиссер Марк О’Роу)

Фестиваль ирландского кинематографа не был бы полон, не имея в заявочном списке эталона английского кино Киллиана Мерфи, играющего в «Сезоне измен» главного «изменника». Эксцентричная драма с четырьмя персонажами и сценарием «а-ля Бергман» позволяет героям исповедоваться на тему душевного одиночества и непонимания в браке, а львиная доля пороков приходится на главного героя Джима, уже давно томящегося в многолетнем брачном союзе.

Персонажи старательно оправдывают свои противоречивые поступки, а актеры хорошо справляются с работой. Но и те, и другие неосознанно выдают себя. Первые — неудобным молчанием, наспех пришедшими в голову репликами, нервными смешками и переглядываниями. Вторые — сильным наигрышем в некоторых местах. Зритель вынужден заставлять себя верить, тем более что фильм не балует его лишними художественными средствами.

Режиссер Марк О’Роу поочередно показывает все этапы супружеской измены, сдабривая рассказ обилием специфического черного юмора. Он изо всех сил старается чередовать прилизанные диалоги с кипучими страстями, пытаясь фраппировать зрителя, но получается это не всегда. Видимо, О’Роу так и не понял, чем его драма об изменах будет отличаться от остальных фильмов подобного рода, и решил просто снять ее «по-ирландски».

Автор: Дарья Затонских

Фото взяты из открытых интернет-источников