ART1 подготовил для вас материал, с которым поход на экспозицию станет еще увлекательнее.

Фото Игоря Логвина

Музей Фаберже совместно с культурно-историческим фондом «Связь времен» вновь представляет в Петербурге творчество художницы Фриды Кало. На этот раз — в компании ее мужа Диего Риверы. Интересно, что еще совсем недавно, в конце прошлого века, монументалист-идеолог Ривера считался куда более важной фигурой в мексиканской культуре, чем его жена, работы который называли дилетантским хобби.

Сегодня главным символом Мексики (кроме текилы) признают именно Фриду, так как ее работы, пусть и менее техничные (хотя и с этим можно поспорить), — воплощение невероятной силы, которой будут восхищаться во все времена. ART1 приводит 25 фактов, которые помогут сориентироваться на выставке. Вы даже успеете их прочесть, стоя в очереди за билетами.

1 Объединенная выставка Фриды Кало и Диего Риверы проходит впервые в истории.

2 На экспозиции представлено более 90 произведений. Большинство из них — из Музея Долорес Ольмедо — последней жены Риверы, которая после его смерти на собственные деньги скупала у частных коллекционеров картины мужа и Фриды. Часть работ из личной коллекции предоставил внук Диего — Хуан Рафаэль Коронель Ривера.

3 В 2016 году на выставку Фриды Кало в Музее Фаберже пришли около 300 тыс. человек. 40% из них были девушки до 30 лет. Организаторы объясняют это тем, что мексиканская художница стала символом набирающего обороты движения феминизма.

Картины супругов на выставке дополняют диковинные статуэтки. Дело в том, что при жизни Диего собирал предметы доколумбовой эпохи и даже успел открыть музей, насчитывающий около 50 тыс. экземпляров.

Кроме статуэток в музее представлены арт-объекты, посвященные Фриде: гигантский каркасный портрет, украшенный венком из ярких цветов, медицинские корсеты, а также скульптура, воссозданная по картине художницы «Раненый олень».

6 Фрида Кало — интроверт, «интимный» художник. На своих картинах (чаще всего автопортретах) передавала внутреннее состояние человека.

7 Диего Ривера — экстраверт. Он изображал происходящие вокруг события (предпочитал масштабные фрески) и стал лидером мексиканского мурализма.

8 Единственная общая черта в творчестве художников — любовь к мексиканской культуре.

Диего начал рисовать в три года и получил фундаментальное художественное образование. В поисках собственного стиля экспериментировал с кубизмом, пока не поссорился с критиком Пьером Реверди.

10 В рамках лишь этого направления он создал более 200 работ. Фрида за всю жизнь написала всего около 250 работ.

11 В 1907 году Диего Ривера написал «Автопортрет в шляпе». Ему 21 год, он уже объездил Европу и успел повидать жизнь. В этом же году родилась Фрида Кало.

12 В юности Фрида хотела стать врачом. После аварии в 18 лет, результатами которой стали тройной перелом позвоночника, сломанные ребра, тройной перелом таза и прокол металлическими перилами живота и матки, Кало перенесла более 40 операций.

13 Именно во время восстановления после трагедии она со скуки начала разрисовывать свои корсеты. Эти гипсовые «живописные дневники» стали началом художественного пути.

14 В первое время Фрида увлекалась европейскими художниками (Рафаэлем и Боттичелли) и писала портреты в стиле итальянского Возрождения. При знакомстве Диего похвалил ее картины, но посоветовал обратить внимание на национальные типажи. Так и сформировался уникальный стиль Кало в творчестве и во внешнем виде — художница сменила европейскую одежду на яркие мексиканские костюмы.

15 Если прийти на выставку в костюме Фриды или Диего, вход будет бесплатным. В Москве в такой акции приняли участие 400 человек. Один посетитель пришел в образе Троцкого.

16 На протяжении жизни Фрида написала несколько ретабло. Это традиционные для Латинской Америки простые рисунки, создающиеся в честь божественного избавления от трагедий. Одну из работ художница посвятила аварии, поблагодарив Богоматерь за избавление от смерти. Другая работа была лишена упоминания святых, так как изображала Фриду в больнице после очередного выкидыша.

17 Кало стала первой художницей в мире, заговорившей в своем творчестве о потере ребенка.

18 Фрида и Диего заключали брак два раза. Первый — в 1929 году. Второй — в 1939 году, сразу после года разлуки. На выставке можно найти свидетельство о втором браке. Кроме того, швейцарский коллекционер автографов Анн-Мари Спрингер специально для ретроспективы предоставила трогательные письма художников друг другу:

«Мой мальчик,

Со мной все хорошо, писала немножко картины. Люблю тебя больше жизни, ты это знаешь. Береги себя, не переутомляйся и кушай хорошо. Придешь вечером?

Шлю тебе сердце. Твоя Фрида».

19 Первой женой Риверы была русская художница. Всего Диего дважды побывал в России: на праздновании Великой Октябрьской революции и во время лечения от рака. За это время он написал серию портретов советских людей, среди которых особенно известны картины одетых в шубы детей с большими голубыми глазами.

20 Диего часто рисовал Фриду. На выставке представлено две гравюры: одну он создал после их свадьбы, изобразив обнаженную жену в стиле Микеланджело, вторую — после ее смерти, запечатлев Кало в образе кровоточащего сердца.

21 Помимо портретов мужа, Фрида изобразила человека, похожего на Диего, на картине «Несколько царапин». Работа была вдохновлена заметкой о судебном процессе, на котором мужчина, жестокого убивший свою жену, сказал, что нанес ей «всего лишь несколько царапин». «Царапины» стали метафорой многочисленных измен Риверы, в том числе с сестрой Кало. Картина помещена в раму, исколотую ножом и забрызганную красной краской.

22 «Сломанная колонна» — самая знаковая картина Фриды. Здесь на героиню обрушиваются все напасти мира: физическая боль от переломанного тела и удушающих корсетов, страдания-гвозди, символизирующие бесконечные предательства мужа (от мексиканского «estar clavado» — быть пригвожденным, быть обманутым) и отчаяние из-за невозможности иметь детей, заключенное на фоне бесплодной равнины. Однако несмотря на все эти страдания и даже нарисованные слезы, мы видим на картине сильную женщину и ее прямой несдающийся взгляд.

23 «Автопортрет с обезьянкой» также сочетает сразу несколько важных символов в творчестве художницы. Это гвоздь — символ обманов мужа, обезьянка, заменяющая Фриде сына, и доколумбовая скульптура с собакой, олицетворяющие древнюю культуру Мексики.

24 «Viva la Vida!» переводится как «Да здравствует жизнь!». Это фраза с последней работы Кало «Натюрморт с арбузами». В конце жизни Фрида часто писала натюрморты и расплачивалась ими с семейным дантистом.

25 Без малого двадцать пять лет продлился брак «слона и голубки». О союзе с Риверой Кало говорила так: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, а другая — это Диего». После смерти Фриды супруг признался, что она была его самой большой любовью и стала самой большой потерей.

Текст: Эжена Быкова

Фото: Игорь Логвин