ART1 побывал на премьере фильма про претендующий на оригинальность любовный треугольник.

28 марта на экраны кинотеатров выходит драма Антона Бильжо с трудным для понимания названием «Амбивалентность». По сюжету два молодых психиатра влюблены в одну женщину, но на этом банальность любовного треугольника заканчивается. После премьеры ART1 боролся с желанием разбить тарелку о голову первого встречного. Объясняем почему.

Картина российского режиссера Антона Бильжо, если верить аннотации, должна поведать о необычном любовном треугольнике, в котором два друга питают страсть к одной женщине. Банально, предсказуемо, и она, к счастью, совсем не об этом. Отрезок, треугольник, квадрат или бесконечное множество других геометрических форм строится главным образом вокруг замужней женщины и молодого парня, который, между прочим, является единственным другом ее сына. И это уже должно быть достаточно необычно. А если сюда добавить сексуальное желание сына к матери?

Восприимчивого зрителя предупреждаем: инцеста не будет. Скучать, впрочем, тоже не придется. Смех и грех — это про российское кино, точнее, про постельные сцены. Несмотря на некоторую абсурдность, они сняты на удивление неплохо, во многом благодаря операторской работе, которая заслуживает отдельного внимания. Если история вас не впечатлит, то художественная составляющая точно не оставит равнодушным.

Психология картины затрагивает множественные психические состояния — булимию, Эдипов комплекс, клаустрофобию, нимфоманию, фрустрацию, напряжение, агрессию. Амбивалентность, в конце концов. Название подобрано как нельзя лучше. Зигмунд Фрейд видел в амбивалентности бессознательную особенность инфантильной эмоциональной жизни, что в полной мере характеризует юного героя-любовника. Три типа амбивалентности плавно перекликаются с характерами главных героев. Эмоциональный Петя (Данил Стеклов), разрывающийся от двойственности чувств, волевая Екатерина Сергеевна (Ольга Цирсен), бесконечно колеблющаяся между противоположными решениями, и интеллектуал Стас (Егор Морозов) с чередующимися противоречиями в собственных рассуждениях.

Женские характеры в данной картине выступают антагонистами. Они помешаны на получении физического удовольствия и не способны на сильные чувства. Другое дело — мужские персонажи: сложные, противоречивые, но глубоко чувствующие и от этого эмоционально страдающие мученики. Если рассматривать картину как противостояние мужчин и женщин, то женщины явно в проигрыше. Аморальные и бесчувственные, которым от мужчин нужен только секс. Прогноз от мозгоправов один — скотство.

И если это весьма соответствует современным реалиям, то атмосфера фильма заставляет сомневаться, что дело происходит в конце второго десятилетия XXI века. Граненые стаканы с водкой, пельмени в придорожном баре, ковры на полу и стенах — да, это неизменная атрибутика широкой русской души, но уже поднадоело и неправдоподобно. Если бы из сюжета исчезли мелкие приметы наследия Советского Союза, у фильма были бы все шансы составить конкуренцию западным картинам.

Как любой российский фильм, претендующий на оригинальность, «Амбивалентность» создает на душе такую удушающую безысходность и отчаяние, что хочется взять водку в граненом стакане и разбить тарелку с пельменями о голову незнакомца. А после устало лечь на ночную проезжую часть с сигаретой в зубах. Амбивалентность — первый признак шизофрении. А безумие ближе, чем кажется. С создателями фильма трудно поспорить.

Текст: Юлия Салихова