ART1 побывал на московской экспозиции британских художников прошлого столетия.

Фото: пресс-служба ГМИИ

Лондонская галерея Tate и Московский государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина объединились для создания выставки «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа», которая открылась в ГМИИ в начале марта. ART1 объясняет, как представители фигуративной живописи стали самым главным явлением британского искусства ХХ века.

«Искусство — это одержимость жизнью», — сказал Фрэнсис Бэкон, и эти слова лучше всего описывают суть «Лондонской школы живописи», которую в 1976 году придумал один из ее представителей Рон Брукс Китай. Концепция школы состоит в том, что художники переносят на холст собственные эмоции и вещи вокруг себя, наделяя свое бытие смыслом. Природа, улицы, друзья и любовники художников могли стать частью их работ. Такая откровенность пришлась по вкусу публике и почти сразу же стала пользоваться популярностью. Представители Лондонской школы, будь то Люсьен Фрейд или Франк Ауэрбах имели большой коммерческий успех и быстро завоевали место в мире искусства.

Паула Регу Невеста, 1994 © Tate, London, 2019.

Франк Ауэрбах Примроуз-Хилл, 1967–1968 © Tate, London, 2019.

Френсис Бэкон, художник родом из Ирландии, является одним из ведущих мастеров на данной выставке и в целом значимой фигурой Английской школы. Бэкон использовал в работах искаженные фигуры людей и животных, а также символ распятия. В нем художник видел наилучший способ выражения человеческих чувств.

Фрэнсис Бэкон Вторая версия триптиха 1944 года, 1988 © Tate, London 2019

В позднем периоде творчества автор пришел к жанру портретов и автопортретов. Писал себя, а также друзей-художников, например, Люсьена Фрейда, работы которого также представлены на выставке. В 1971 году после смерти любовника, художника Джорджа Дайера Бэкон впал в депрессию, результатом которой стала серия триптихов, которые получили название «Черные триптихи». Полные крика, меланхолии и страданий работы в итоге стали для автора терапией. Один из триптихов привезен галеристами в ГМИИ им. Пушкина.

Френсис Бэкон Триптих, август 1972 © Tate, London, 2019.

Люсьен Фрейд, также представляющий на выставке Лондонскую школу, тяготел скорее к формату портретов. Писал художник членов семьи, подруг и друзей. Фрейд отражал в работах переживания и все, что он видел вокруг. Напряженные, как «Девушка с котенком», или, наоборот, интимные и расслабленные, как «Девушка в полосатой пижаме» — его работы подкупают откровенностью. Каждый из представленных на выставке художников представляет свой самобытный стиль. По сути, любой зритель найдет здесь что-то близкое ему по духу.

Люсьен Фрейд Девушка с белой собакой, 1950–1951 © Tate, London, 2019. 

Люсьен Фрейд Девушка с котенком, 1947 © Tate, London, 2019

Майкл Эндрюс Мы с Мелани плаваем,  1978-9 © Tate, London, 2019

Леон Коссоф Храм Христа, Спиталфилдс, утро, 1990 © Tate, London, 2019

Р.Б. Китай Убийство Розы Люксембург, 1960 © Tate, London, 2019

Экспозицию можно посетить до 19 мая. 

Текст: Ольга Зубова

Фото: пресс-служба ГМИИ