ART1 открывает новую рубрику «Ретропоказ», посвященную нестареющей классике.

Полнометражный дебют режиссера Мартина МакДоны «Залечь на дно в Брюгге» считается образцом трагикомедии, которая умело сочетает в себе отчаянную безысходность и черный юмор с большим количеством ненормативной лексики. ART1 пересмотрел одно из главных открытий мира кинематографа начала XXI века, чтобы разобраться, был ли заглавный город раем, адом или чистилищем на пути в вечность.

Мартин МакДона выработал свой стиль и является одним из лучших режиссеров современности. Его первая работа — короткометражная картина 2004 года «Шестизарядный» («Six Shooter»), где сыграл один из актеров из «Брюгге» Брендан Глисон, взяла награду Американской киноакадемии. Спустя три года первый полнометражный фильм режиссера «Залечь на дно в Брюгге» получил номинацию на «Оскар» за лучший сценарий.

Главным героем фильма выступает бельгийский город Брюгге. И это не документальная обзорная экскурсия по старинному городу. Одушевленные персонажи здесь тоже есть. Но люди показаны через призму средневековой архитектуры — каналов, мостов и церквей. И не важно, кто перед нами: ирландец, англичанин, канадец, американец, бельгиец или русский. Все они лишь часть города и воспринимать их нужно исключительно так.

В центре сюжета киллер-новичок Рэй (Колин Фаррелл) — «самый хреновый турист в мире», который завалил свое первое дело, и его более опытный наставник Кен (Брендан Глисон). Незадачливые герои были отправлены в Брюгге «на отдых», что на языке английских наемников означает «залечь на дно».

Возможно, кому-то фильм покажется поверхностной криминальной драмеди о двух неудачниках-киллерах. Но тщательно прописанные диалоги несут в себе ключ к пониманию картины. Несмотря на проскальзывающую иронию и моментами грубый юмор, беседы пропитаны весьма серьезными размышлениями и душевными переживаниями героев.

Один из ключевых моментов в фильме — разговор в музее возле картины Босха «Судный день». Это не просто возможность показать на большом экране произведение искусства или высмеять футбольный клуб. Мы видим героев по разные стороны рая и ада. Если Рэй придерживается мнения, что Брюгге — это ад, то Кен выступает за то, что это все-таки «райский» город. Несмотря на крутые повороты сюжета, мнение персонажей остается неизменным до самого конца картины. Но Брюгге — это не рай и не ад. Брюгге — это чистилище для забредших душ, терзаемых совершенными грехами. Отсюда весьма логично вытекает финал: кто-то смог очиститься от грехов и вырваться из места вечного страдания, а кому-то суждено навсегда застрять посередине.

С выбором актеров создатели угадали также точно, как с местом действия. Театральная мимика Колина Фаррелла дает правильный эффект. Моментами он переигрывает, но это ничуть не портит общую картину. Брендан Глисон как нельзя лучше подходит на роль опытного киллера в сюжете и напарника в дуэте актеров-ирландцев. Это органичный тандем, где никто не перетягивает одеяло на себя. Злобный босс Гарри в исполнении Рэйфа Файнса, который появляется ближе к концу картины, убедительно выстреливает в нужный момент и добавляет картине драматичности.

Трагичное фортепиано, сопровождающее действия персонажей, увеличивает напряжение и вынуждает зрителя сопереживать и нервничать. Но черный юмор тут же уничтожает все следы нахлынувшей было трагичности. Злая ирония не дает погрузиться в меланхолию и утонуть в отчаянии. Максимум абсурда и цикличные флешбэки-отсылки заставляют зрителя смеяться в голос, несмотря на присущую действиям драму.

Чему учит фильм «Залечь на дно в Брюгге»? Тому что, не стоит лишний раз идти в церковь, если твой главный грех —  это уныние? Тому, что стоит следовать своим принципам? Тому, что все мы ходячие трупы, готовые в любой момент выстрелить себе в голову, просто никто не придает этому значения? Посыл, прежде всего, в том, что каждый заслуживает шанса на полное исправление. А судьба уже сама решит куда дальше — в рай или ад. И как знать, может быть, вечность в чистилище — это не самый плохой вариант.

Текст: Юлия Салихова