ART1 приглашает прогуляться по экспозиции диковинок древнерусского ремесла.

Фото Игоря Логвина

В корпусе Бенуа Русского музея проходит выставка «Осень русского Средневековья», на которой представлены около пятисот произведений изобразительного и прикладного искусства от Смутного времени до начала XVIII века. ART1 припал к образам душой и взглядом, чтобы разглядеть за церковным таинством подлинные произведения искусства.

«Одна из главных задач этой выставки — показать насколько важен и искусен труд современных реставраторов резьбы по дереву и кости, шитья и сложных техник. Большая часть коллекции находится в музеи более ста лет, но в нее также входят и новые элементы, например, частично раскрытые иконы», — рассказали в администрации Русского музея.

На выставке представлены работы Симона Ушакова, Никифора Савина и других известных иконописцев. На выставке представлена одна из самых узнаваемых и известных икон «Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми» Прокопия Чирина. Но жемчужиной иконописной ипостаси «Осени» стал фрагмент фрески, снятой со стены уничтоженного ранее Троицкого монастыря в Калязине. Экспонат прошел долгий путь в руках умелых реставраторов и вышел в свет как уникальный образец в коллекции музея.

Помимо икон, среди витрин есть искусные произведения лицевого шитья из мастерских царицы Евдокии Лукьяновны и боярыни Анны Морозовой. Еще одним сокровищем древнерусского рукоделия стала плащаница — ткань для церковных обрядов, сшитая в 1592 году для Благовещенского собора в Сольвычегодске. Это полотно — древнейший памятник строгановского лицевого шитья, дошедшая до наших дней реликвия купеческой семьи Строгановых.

В экспозиции также представлена еще одна редкость из сольвычегодского собора — распятие Иисуса Христа. Оно поражает воображение не только искусным оформлением драгоценными металлами и бирюзой, но и происхождением. Распятие вырезано из досок от гробниц святых ярославских князей Василия и Константина Всеволодовича.

Кроме прикладного шитья и иконописи, выставка включает себя раздел церковной утвари. Прежде всего, лампаду из Большого Успенского Тихвинского монастыря, которая стала последним вкладом известного церковного мецената князя Ивана Шуйского.

Остальные диковинки древнерусского ремесла вы увидите сами, до 13 мая посетив выставку и приподняв занавесу богатой истории нашего государства в один из самых важных периодов его существования.

Текст: Александра Коленкова

Фото: Игорь Логвин