Например, она не принесла животным ни капли вреда.

В «Росфото» открылась выставка «Живая природа Китая» о красоте флоры и фауны КНР. Это совместный проект Общероссийского фестиваля «Первозданная Россия» и Китайской ассоциации охраны дикой природы, собравший работы 49 фотографов. По замыслу организаторов, экспозиция должна обратить внимание людей на проблемы сохранения многих видов животных. В преддверии активного сезона для зоопарков ART1 нашел как минимум четыре причины забыть о походах в тюрьму для животных и умилиться зевающему тюленю, влюбленным пандам и заботливому удоду на выставке.

Зоопарки вредят животным, фотографы — нет

Казалось бы, тот факт, что зоопарки — варварский пережиток прошлого, настолько очевиден в наши дни, что писать об этом в миллионный раз просто неприлично. Однако, наблюдая очереди, периодически выстраивающиеся на «Горьковской», приходится отбросить все правила и напомнить, почему сидеть за решеткой не нравится никому. В зоопарках подрезают крылья птицам, избивают свободолюбивых слонов и тигров, изолируют друг от друга стадных животных, держат в одних и тех же температурных условиях европейские и африканские особи. Зверям не хватает места для бега, полетов или плавания — в десятки тысяч раз. Естественные инстинкты охоты и размножения подавляются, еда и «любовь» — по человеческому расписанию. В результате животные страдают не только физически, но и на ментальном уровне: калечат себя, отказываются спариваться и даже умирают «со скуки». Человек умудрился свести с ума не только себя, но и братьев своих меньших.

Может быть, проблема в нехватке финансов. Значит, нужно ходить чаще? Нет, на создание природного заповедника с имитацией естественных условий не хватит ни денег, потраченных на билет, ни места. Кроме того, в первую очередь средства идут, конечно, в карманы организаторов всего этого беспредела.

Что касается фотографов, то вред они могут нанести только самим себе, если вдруг станут обедом для аллигатора или жертвой тропического леса. Так как их главной целью является съемка животных в их привычной среде, люди с камерами делают все возможное, чтобы слиться с этой природой и не оставлять никаких следов. Кроме того, их труды служат науке, всеобщему образованию и вашему хорошему настроению. Разве можно оставаться угрюмым после созерцания фотографий с озорным слоненком или пучеглазым лори?

Человеческий глаз — не макрообъектив

Некоторые родители уверены, что ребенку лучше один раз увидеть зверя в клетке, чем рассматривать сотни его изображений. Но так ли это? Помните эти двойные решетки, сквозь которые едва различимы силуэты? А как часто вам не удавалось увидеть редкую рысь просто потому, что она устала и не хочет выходить из своей крохотной закрытой будки — единственного уединенного места? Не говоря уже о соревновании на внимательность в террариумах — это коряга или змея?

Благодаря возможностям фототехники рассмотреть животное можно лучше, чем себя в зеркале. Какого цвета прожилки в глазах у веслоногой лягушки, сколько перьев в хвосте у цапли, за счет чего горный козел так виртуозно лазает по скалам — на все эти каверзные вопросы можно легко ответить, рассмотрев потрясающего качества фотографии на выставке.

Эстетика воли и неволи

Большую часть жизни животные спят. Особенно, когда не нужно заботиться о пропитании и негде прогуляться. Повезло, если во время вашего посещения обезьяна вдруг решила закидать вас фекалиями или медведю устроили кормежку.

На выставку «Живая природа Китая» попали самые неожиданные, живописные и смешные сюжеты. Вот притаился неуловимый тушканчик, в хитром прищуре ехидно смеется тибетская лисица, а вот в акробатическом изгибе на фоне радуги подпрыгнул японский журавль. Такого в зоопарке не увидишь. Как и закатное солнце, на фоне которого так величественны силуэты птиц, цветы и травы всех возможных и невозможных оттенков и застывшие в воздухе капли воды. В зоопарке перед нами предстают измученные звери без желания что-либо делать, на фото — вся истинная прелесть их дикой, очаровательной природы.

Это уже было в «Дао дэ цзин»

Ничто так не подкрепляет уверенность в собственных словах, как написанное две с половиной тысячи лет назад произведение какого-нибудь мудрого азиата. Лао-цзы в «Книге пути и достоинства» пишет: «Кто нападает, тот не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других. Если исходить из дао, все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа».

Запирая животных в клетках, невозможно называться «венцом природы». Ограничивая свободу других существ, невозможно быть в гармонии с миром. Обижая зверей, с ними не подружиться.

Конечно, даже самая красивая на свете фотография не заменит восхищение перед настоящим животным, а фотография из музея не соберет столько лайков, сколько пост из зоопарка. Но, может быть, самое время перестать быть эгоистами, чтобы через тысячу лет на свете все еще существовали лори и ринопитеки, которых можно будет увидеть вблизи из машины-невидимки, а не только их изображения из XXI века.

Текст: Эжена Быкова

Фото: Игорь Логвин