В ходе рубрики «Ретропоказ» АRT1 пересмотрел самые значимые картины оскароносного итальянца.

Итальянец Паоло Соррентино наиболее известен обывателю как режиссер сериала «Молодой папа» с Джудом Лоу. Кинокритики заговорили о нем после ленты «Великая красота», которая в 2014 году удостоилась «Оскара» за лучший иностранный фильм. Однако итальянский мастер остается загадкой для многих, а лучше всего о нем рассказывают его собственные фильмы. АРТ1 пересмотрел три картины оскароносного итальянского режиссера Паоло Соррентино, которые отличает экзистенциальная тоска в сочетании с мрачной иронией, пропитанной отчаянием.

Паоло Соррентино начинал как помощник режиссера, но, когда это не принесло значимых плодов, переключился на написание собственных сценариев. Первые фильмы Соррентино были сняты только на итальянском языке, но со временем появились и англоязычные проекты. Творчество Соррентино пропитано отчаянием и силой эмоционального воздействия на зрителя.

Безупречность картин начинается с операторской работы и заканчивается музыкальным сопровождением и глубокими диалогами. Его операторы рисуют локации и пейзажи, выдвигая их если не на первый план, то как минимум делая их отдельными действующими лицами. Исключительно подобранные краски позволяют назвать фильмы Соррентино картинами в полном смысле этого слова. Это истинное искусство. Молодое, величественно красивое, заставляющее влюбляться и не беспокоиться о последствиях. Полученный эмоциональный опыт того стоит.

«Последствия любви» (2004)

Планы на будущее: не обесценивать последствия любви. Такую мысль пытается донести Соррентино в этом фильме. Или она является главной, исходя из названия. Но любовь и ее последствия второстепенны и не играют важной роли в жизни главного героя. Этот фильм прежде всего об одиночестве, заточении в клетку и отсутствии надежд на свободу.

Скучная и монотонная жизнь Титта ди Джироламо (Тони Сервилло), который восемь лет живет в отеле, страдает от бессонницы и принимает героин, казалось бы, меняется с появлением в ней прекрасной и юной официантки Софи (Оливия Маньяни). Но не меняется сам герой. Когда разочарование от жизни становится перманентным состоянием, то ни любовь, ни дружба не способны вытащить из бетона отчаяния. Трагичная драма «Последствия любви» дает понять, что правда скучна, а для необычной смерти нужна смелость.

«Великая красота» (2013)

Величайшей мечтой Флобера было написать роман ни о чем. Жаль, что он не знал Джепа Гамбарделла, превосходная вышла бы книга. Фильм «Великая красота» поведает об апатичном и разочаровавшемся в жизни Джепе Гамбарделла (Тони Сервилло), которому исполнилось 65 лет. Написав в молодости один единственный роман, Джеп закрылся в раковине гнетущего безразличия к окружающему миру. Находясь на грани отчаяния, он пытается закрыть дыру в своем сердце гедонистическими наслаждениями. Одноразовый писатель прожигает время за алкоголем и бесконечными вечеринками в среде аристократов, которые не видят красоту вокруг и скрываются под масками искусственного шика и блеска.

Джеп не хочет тратить время, делая то, что ему делать не хочется. Тем не менее, он пытается доказать окружающим и прежде всего себе свою беззаботность, когда на самом деле тонет в безысходности. В перерывах между весельем он обволакивает тело в сигаретный дым и, лежа в кровати, рассматривает потолок с водой. Грань отчаяния граничит с утомительным закрытием глаз и попытками ностальгировать. Фильм показывает жизнь, скрытую под бесконечными бла-бла-бла с редкими проблесками красоты. Искать великую красоту можно вечно, а можно ловить редкие и беспорядочные ее вспышки.

«Молодость» (2015)

«Молодость» — это не про возраст, а про музыку, которая сопровождает твою жизнь. А жизнь — это простая мелодия. Герои фильма задаются вопросом, что происходит с памятью в течение времени. Второй англоязычный фильм в карьере Соррентино рассказывает историю двух пожилых друзей, которые отдыхают на альпийском курорте. Фрэд Беллинджер (Майкл Кейн) — прославленный композитор и дирижер, а по совместительству жертва собственной апатии. Мик Бойл (Харви Кейтель) — оскароносный режиссер, который работает над фильмом-завещанием, но никак не может придумать концовку. Герои пытаются разобраться в прожитых годах и выделить из них главное. Этот фильм не является завещанием самого Соррентино, но именно он может стать идеальным для первого знакомства с творчеством режиссера.

С возрастом начинаешь понимать, что огромные усилия приносят мало плодов. Жизнь разочаровывает, а ты становишься жертвой собственной апатии. Посыл «Молодости» — не забывать об этом и жить так, чтобы ни о чем не жалеть в старости. Вдохновляй, созидай и не переживай, что кто-то примет твое легкомыслие за извращение. Главное, не забывать притормозить. Кто-то скажет, что мы переоцениваем чувства. Но чувства — это все, что у нас есть. Мы все просто массовка в фильме под названием «Жизнь». Пора стать ее главным героем.

Ознакомьтесь с другими нашими текстами из рубрики «Ретропоказ»: рецензией на «Залечь на дно в Брюгге» и обзором самых значимых фильмов с Чарли Чаплиным.

Текст: Юлия Салихова