ART1 пересмотрел фильм в ходе рубрики «Ретропоказ» и согласился с главным героем.

С момента выхода французского фильма «Леон» прошло 25 лет, а персонажи Леон и Матильда стали культовыми. После огромного количества артов в интернете смотреть на дебютную роль 11-летней Натали Портман как минимум странно. Словно художественно-реалистичная анимация, она существует в картине наравне с «живыми» героями. ART1 в –надцатый раз пересмотрел фильм и согласился с главным героем, что дети и женщины куда опаснее преступников и полиции.

Киллер Леон (Жан Рено) — настоящий профессионал своего дела. Он убивает негодяев с 19 лет, выглядит серьезно и держит в страхе всю полицию. Девочка Матильда (Натали Портман) молода, но быстро учится. После того, как ее семью расстреляли, она повсюду следует за Леоном. Леон считает, что Матильде нужно повзрослеть. Та, в свою очередь, уверена, что уже достаточно взрослая для жизни, убийств и, конечно же, любви. Это все-таки женщина. Пускай и маленькая.

Фильм «Леон» — это тот случай, когда женский персонаж заставляет глаза закатываться, оставляет на лице отпечаток ваших собственных ладоней и вынуждает использовать мазь для шеи после чересчур резких осуждающих качаний головой. Комбинация из детской непосредственности и женской натуры — что может быть более глупым и раздражающим? Ладно, это, в первую очередь, ребенок, спишем на это.

Стоит обратить внимание, что существуют две версии фильма. Мы сейчас говорим о расширенной, которая включает 25 дополнительных минут. В этом оригинальном сценарии присутствуют сцены неловкого сексуального напряжения, когда Матильда напивается, пытается поцеловать Леона и просит быть ее первым. В первоначальном варианте сценария Матильде было 13-14 лет, и они с Леоном становились любовниками. Но мы этого уже не увидим. Это не ремейк «Лолиты». Педофилии не будет. Ничего не происходит, кроме молчаливого лежания на кровати, неловких разговоров и поперхивания молоком (и нет, это не какая-то извращенная метафора).

Расширенная версия вышла для европейского зрителя, в американском прокате все сомнительные эпизоды были вырезаны. Такое решение можно объяснить только разницей в восприятии, терпимости и борьбе с преступлениями сексуального характера против детей в разных точках мира. Методы, последствия, отзывы. Погуглите, если интересно. Рецензия не об этом. Попытки фантазировать о возможном повороте сюжета в иную плоскость обречены на неудачу. Эмоционально подавленный и умственно заторможенный Леон не вызывает у зрителя опасений по поводу злоупотребления доверием маленькой девочки.

Первое правило киллера Леона — никаких женщин. Второе правило — никаких детей. Речь идет об убийствах. Но воспринимать надо было буквально. И не собирать комбо из исключений. В переменах нет ничего хорошего. А от женщин одни проблемы. Не важно, сколько им лет. Им плевать на сон, они хотят одного: любить или умереть. Это все. Если ты не готов к таким играм, то лучше даже не ввязываться.

Матильда предлагает Леону выбор: любовь или смерть. Русская рулетка. Наивно и иронично. Никаких или. Смерть как последствие любви. Ты просто выбираешь себе приговор. Или оттягиваешь момент. И стреляешь себе в голову. У кого-то мозги выбивает с первой попытки. Барабан крутится, пуля ждет своего часа. Бам! Женщина выбирает любовь — тебе достается смерть. Такова плата.

Судя по тому, насколько часто в фильме проскальзывает фраза: «Успокойся», с названием «Леон» где-то вышел прокол. Или это посыл зрителю. Успокойся. Не нервничай. Не расстраивайся. И не жди ничего хорошего.

Учись любить. Чтобы перед лицом смерти было за что по-настоящему ценить прожитые года. Потому что жизнь — всегда такое дерьмо. Не только в детстве. Но если профессиональных навыков недостаточно для любви, то можно просто попытаться остерегаться женщин. И детей. На всякий случай.

Ознакомьтесь с другими нашими текстами из рубрики «Ретропоказ»: рецензией на «Залечь на дно в Брюгге», обзором самых значимых фильмов с Чарли Чаплиным и подборкой картин Паоло Соррентино.

Текст: Юлия Салихова