ART1 объясняет, ради чего надо смотреть новый фильм вселенной Marvel. Осторожно: внутри есть главный спойлер картины!

Очередной фильм Marvel «Человек-паук. Вдали от дома» бьет новые рекорды по кассовым сборам, а посмотревшие его зрители рассказывают, что совсем не были им разочарованы. Однако ART1 все равно испытывает чувство, что его жестоко обманули. Попробуем объяснить, почему.

За пару дней до премьеры фильма в петербургском метрополитене автор рецензии столкнулся с Человеком-Пауком. И это выступление героя в маске оказалось более захватывающим, хотя и таким же пошлым, как и фильм «Вдали от дома». Стриптиз в вагоне паучку удался лучше, чем очередное спасение мира.

Как Marvel создала вселенную-секту

Компания Marvel хорошо потрудилась, в течение более десятка лет создавая альтернативную киновселенную, населенную огромным количеством героев, которые большинству человечества стали знакомы только из фильмов. Человек-паук даже не сразу к ней присоединился, но его появление в «Первом Мстителе. Гражданская война» стало приятным бонусом, а новость о том, что подвиги «дружелюбного соседа», незадолго до этого пережившего уже целую кинотрилогию и еще один перезапуск, повторятся на новом, более эпичном уровне, заставила готовить денежки миллионы фанатов как комиксов Marvel, так и поклонников самого Спайдермена. Тем более, что первый фильм получился хоть и не выдающимся на фоне остальных геройских фильмов Marvel, но смотрибельным, а участие Человека-паука в приключениях остальных Мстителей оживило интерес к его истории.

Впрочем, сама история Человека-паука больше не интересует Marvel, только доходы с фанатов. А те потихоньку стали настоящими сектантами, которые могут съесть любую вторичную чушь без логики и правды жизни, а потом сказать, что было вкусно. По факту повторилась история яблокопоклонников, выстраивающихся в очереди за каждой новой поделкой Apple, даже если в итоге она будет взрываться в карманах. Такая ситуация хороша для компании, но поклонникам ее продукта приходится либо терпеть крах разочарования в кумире, либо закрывать глаза на любые недостатки и хвалить самые второстепенные достоинства — пересматривать по три раза в поисках пасхалок и отсылок, которые остальным не особенно интересны, но могут вызвать восторг узнавания у фанатов.

Так получилось и с последним фильмом о «Человеке-пауке». В отзывах после просмотра зрители в первую очередь обсуждали сцены после титров, а не саму картину. Что неудивительно: «Вдали от дома» оказался глубоко вторичным, неоригинальным и предсказуемым фильмом, который, к тому же, не ответил ни на один из вопросов, подвисших в воздухе после финала «Войны Бесконечности». И даже это фанаты ставят ему в плюс. Marvel можно только поздравить с созданием новой зомбированной секты. Чем-то другим объяснить кассовый успех этого фильма сложно.

Не хочу спасать мир, хочу замуж и туфельки

Вкратце сюжет «Человека-паука» можно пересказать так. Земля пережила глобальную катастрофу, в которой сначала погибла половина человечества, а через пять лет воскресла. Совсем-совсем погибших показывают в начале фильма — это Железный человек, Капитан Америка, Черная вдова и Вижен. Если говорить цинично — не такая уж большая плата за возврат миллиардов землян к своим близким, но вселенское зло, как всегда, не дремлет. Уже через полгода после «возвращения» на Землю нападают элементали — духи стихий, которые могут полностью разрушить планету. А защитить ее, как на грех, некому, до Тора с капитаном Марвел не дозвониться. Остается только Человек-паук (непонятно, куда делись остальные 100 500 Мстителей) и пришелец из другой вселенной Квентин Бек по кличке Мистерио.

К этому моменту вернувшийся из небытия Человек-паук Питер Паркер продолжает ходить в школу, оберегать Нью-Йорк от бандитов и скорбеть о потере своего наставника Железного человека, он же Тони Старк. Юный Спайдермен всем своим видом показывает, что очень не хочет больше спасать мир. Он хочет подружку и в тур по Европе, а борьба с монстрами и ответственность за человечество его не привлекают.

Правда, в наследство от Железного человека Питеру Паркеру достаются ботанские очки, которые оказываются смертельным оружием. Самому Питеру в борьбе с монстрами-элементалями они не помогли, да и Человек-паук проявил себя не особенно эффективно — как сражаться со стихиями, к которым даже паутина не клеится, он не понимает. Поэтому со спокойной душой отдает непонятное оружие Тони Старка в руки своего нового союзника Мистерио — таинственного пришельца из другого мира. Дальше следует крутой поворот…

Ностальгия по концу истории

Предсказуемость и простоту сюжета «Вдали от дома» можно объяснить особенностями детско-подростковой целевой аудитории. Хотя в российском прокате этому фильму присвоили рейтинг 16+, в нем нет кровавых или трагических сцен, обнаженки или хоть немного неполиткорректного и скабрезного юмора — все очень целомудренно, как в советском кино и во всех диснеевских сказках. И этим фильм, кстати, совсем не похож на комедию 2004 года «Евротур», с которым его сравнивают некоторые рецензенты.

С другой стороны, отсылки к старой подростковой роуд-муви понятны, к тому же американцы не так уж часто снимают фильмы про Европу, а если снимают — то или разрушают к чертям прекрасные древние города, или погружаются в пучины непотребства. В «Человеке-пауке» есть немного и другого, но все же можно сказать, что в этот раз Венецию, Прагу и Лондон пощадили, как и чувства верующих.

Деятели Marvel перед премьерой обещали, что фильм про Спайдермена окончательно закроет сюжет «Войны бесконечности», однако зрители вряд ли это заметили. Да, действие фильма развивается в 2024 году, через пять лет после первого щелчка Таноса, убившего половину людей, и через полгода после второго щелчка Железного человека, воскресившего их. Но, если в предыдущем фильме франшизы достаточно времени уделили жизни на почти обезлюдевшей планете и горю, которое оставшееся человечество испытывает, то в «Человеке-пауке. Вдали от дома» почти никак не отражены чувства героев, потерявших близких и вдруг счастливым образом снова их обретших. Все переживания персонажей сводятся к тому, что нужно снова сдавать экзамены и что какой-то задрот вдруг вырос в красавчика.

«Евротур», с которым сравнивают первую часть «Человека-Паука», на этом фоне выглядит, как ностальгическое возвращение во времени, когда странная теория Френсиса Фукуямы провозгласила «конец истории». Начало двухтысячных, несмотря на войну в Югославии и террористические атаки на цивилизованные страны, еще воспринималось, как идиллическое, практически райское время — сытое, безопасное, полное беспечного неполиткорректного веселья и доверия всех ко всем. Этому Эдему противопоставляется современность с ее ужасными «фейк-ньюс», которые каким-то образом могут уничтожить Вселенную, или хотя бы отдельную планету. Фальшивую реальность при этом создают не деятели Голливуда, а мстительные ученые, которые не добились признания от неблагодарного человечества обычным путем получения Нобелевской премии.

Возможно, в американо-голливудском менталитете есть какие-то особенности, объясняющие эту фобию перед страшными учеными, которых хлебом не корми, дай кого-нибудь убить, но в реальном мире оказаться в университетской лаборатории все же безопаснее, чем в наркокартеле.

«Железный человек» на букву «М»

По ходу фильма «Человек-паук. Вдали от дома» выясняется, что Мистерио — не пришелец из другой вселенной и вообще работает не один. Оказывается, это вполне земной программист, обиженный когда-то Тони Старком, а к Питеру Паркеру у них нет ничего личного. Обиженного на Тони Старка ученого мы уже видели в «Железном человеке-3». Там, кстати, сюжет тоже крутился вокруг «фейк-ньюс» и их разрушительного влияния на человечество, правда, было смешнее и правдоподобнее даже для супергеройского фильма. Похожие сюжеты были в других выдающихся фильмах, например в первом «Шерлоке Холмсе» Гая Ричи, так что плагиатом это не назовешь, но вторичность идеи заметна.

Кроме того, в последнем Спайдермене к уже безвозвратно погибшему Железному человеку возникают вопросы. Например, зачем он создал искусственный интеллект, готовый по первому же приказу первого встречного уничтожать ни в чем не повинных подростков. Ведь прежние его изобретения — Альтрон и Д.Ж.А.Р.В.И.С., ставший позднее Виженом, имели право на собственное мнение и могли не исполнять дурацкие приказы. Второй вопрос — это каким надо было быть человеком, чтобы тебя так возненавидели твои же коллеги-ученые, причем не в первый раз! Останься Тони Старк в живых, ему было бы над чем подумать. А авторы «Человека-паука», похоже, решили не заморачиваться и даже не особо переписывать сценарий.

Также не особенно понятно, зачем злодейским ученым нужны «умные» очки Старка с доступом в интернет и к космическим дронам. У них вроде и своя техника была неплохая, а беспилотников вполне хватало для разрушений и запугивания. Полученное от Человека-паука оружие никак особо не повлияло на их поведение.

Инопланетяне среди нас

Впрочем, размышлять над всеми этими вопросами ни во время фильма, ни после не особенно интересно. Ну был Тони Старк так себе человеком, ну боятся американцы ученых, ну «фейковые новости» кого-то пугают до истерики (а что еще они могут сделать?), а главный «философский» вывод из всего фильма, что жизнь — это иллюзия, и верить нельзя никому, тоже банальность из банальностей.

Зато в последних кадрах после титров Marvel закинули новую удочку. Майк Фьюри летает где-то в космосе, а во главе самых засекреченных и могущественных организаций на Земле «Щит» и «Мстители» стоят инопланетяне. Так что секте Marvel есть чего ждать, хотя вот в России и так уверены, что страной управляют явно не представители человеческого вида, и даже у президента Путина спрашивали на «Прямой линии», не пришелец ли он. Судя по актуальной американской политике, рядовые жители США тоже сомневаются, что во главе их партий стоят местные обитатели планеты. И здесь вселенная Marvel вполне четко отражает реальность. Но создателей нового фильма о Человеке-Пауке все равно хочется прибить тапком.

Текст: Наталья Швейкина