ART1 два вечера подряд ужасался человеческим порокам.

При поддержке Итальянского института культуры столичные кинотеатры КАРО 9 «Варшавский экспресс» и «Аполлония» представили киноретроспективу спектаклей Ромео Кастеллуччи «Курс тела». ART1 два вечера подряд ужасался человеческим порокам, но вынужден признать, что психоделические эксперименты режиссера раскрывают истинную сущность человека.

Спектакль «Орестея» поставлен в 1996 году и по сей день считается самым пугающим из всех работ Кастеллуччи. Постановка стала синтезом тетралогии «Орестея» древнегреческого драматурга Эсхила и вариаций самого Кастеллуччи на тему жуткого обличения человеческих пороков. Заумные, но интригующие реплики героев погружают зрителя в атмосферу безысходности отношений между ними. Сюрреалистичные и искаженные на манер то ли демонов, то ли ложных богов люди вычурны, но понятны во всем великолепии отрицательных и положительных сторон.

Мир в «Орестеи» Кастеллуччи не делится на черное и белое, он мрачен и загадочен, полон подозрений, предательств и пугающих превратностей судьбы. Убийство детей и матерей во благо своему эго, культ мести и мнимое торжество над богами. Несмотря на древний во всех смыслах сюжет в наше время эти проблемы как никогда актуальны. Навредить ближнему, чтобы спасти себя, опуститься до низменных поступков ради власти и возмездия, за которыми неизменно приходит расплата. Все это выражено в особой психоделической манере, от чего представленные конфликты общества выглядят еще острее и удручающе.

Другая работа Кастеллуччи «Плот медузы» создана на основе сюжета одноименной картины французского художника Теодора Жерико, написанной в начале XIX века. Сюжет спектакля, как и полотно Жерико, описывает события катастрофы 1816 года, когда после потопления фрегата «Медуза» выжившие матросы были брошены спасающимся командованием в открытом море на деревянном плоту без навигации и провианта. Недостаток еды, отчаяние и ужас перед смертью от голода и штормов превратили бедственное положение экипажа в настоящую войну между гибнущими.

Это история не о героях, бросивших вызов стихии, а об истинной человеческой природе страха, когда сильный убивает слабого ради куска хлеба и глотка пресной воды. Когда люди вместо сплоченности впиваются друг другу в глотки ради места в центре у мачты, где их не достанет шторм. История «Медузы» − пример, когда человечность в отчаянной ситуации уступает низменным животным инстинктам. Трагедия Ромео Кастеллуччи стала яркой метафорой печальной подноготной общества как того времени, так и наших дней.

Текст: Александра Коленкова