ART1 прошел по выставке и вспомнил историю общества.

Объединение художников-авангардистов Петербурга на полтора года опередило крупнейшее творческое объединение раннего авангарда — московский «Бубновый валет». В Корпусе Бенуа Русского музея более 250 работ участников и организаторов союза впервые выставлены в едином пространстве. ART1 прошел по выставке от Спаса Нерукотворного работы Малевича до пугающей «Натурщицы» Татлина и вспомнил историю русского авангарда.

Общество было образовано осенью 1909 года, последнее свидетельство о его существовании относится к 1919 году, когда «Союз молодежи» участвовал в Первой государственной свободной выставке произведений искусства. На тот момент в организацию входил один из крупнейших авангардистов XX века Марк Шагал — основатель собственного уникального стиля живописи.

«Союз молодежи» действительно был союзом молодежи: средний возраст участников на момент образования общества – 30 лет. Председателю — Эдуарду Спандикову — 34 года; спонсору — Левкию Жевержееву — 28 лет; одним из основателей — Ольге Розановой и Павлу Филонову — было 32 года и 26 лет соответственно. Им посвящен первый зал экспозиции, который выглядит наиболее противоречиво: пестрящий примитивизм Розановой на контрасте с мрачной безысходностью Филонова.

«Черный квадрат» отца супрематизма Казимира Малевича впервые появился в опере «Победа над Солнцем», которая была поставлена «Союзом молодежи». В пятом зале выставки представлена версия Спаса Нерукотворного Малевича с выразительным препарированным глазом — «Усовершенствованный портрет Ивана Клюна». Союзом было поставлено еще три спектакля — «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа», «Хороводных причуд с публикой», «Владимир Маяковский». Афиши, эскизы декораций и костюмов этих спектаклей также представлены на экспозиции.

В работах множество любопытных, увлекательных деталей, их интересно рассматривать. Они, возможно, слегка примитивны, но зато просты и понятны для восприятия, ими легко наслаждаться, потому что, в отличие от некоторых других экспонатов, над ними не нужно долго думать и размышлять, чтобы понять замысел автора.

На выставке в Русском музе впервые отдельный зал посвящен творчеству Иосифа Школьника, где выставлены 12 картин автора. Работы художника в основном характеризуются декоративностью, асимметрией, графичностью и глубокими тонами. Хотя есть и исключения в виде размазанной, блеклой картины «Серый день».

На выставке также можно увидеть картину, которая много лет назад шокировала публику на первой выставке московского объединения «Бубновый валет», — «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» Ильи Машкова. Похоже, она смущает и шокирует людей и сейчас — то ли своими размерами, то ли почти голыми мужчинами в окружении предметов богемной жизни.

Стоит обратить внимание на несколько картин одного из родоначальников конструктивизма — Владимира Татлина. Советую приглядеться к отвращающей с первого взгляда «Натурщице».

Увлекательный экспонат расположен углом на двух стенах в конце экспозиции – непрерывная лента биографий 36 членов союза с акцентом на их ранние годы, становление и деятельность в организации. И там есть, чем восхититься. Ведь за время существования «Союз молодежи» организовал семь выставок, на которых представил более 1000 произведений, а в работе объединения принимали участие не менее 86 деятелей искусств.

Текст: Алёна Куслина

Фото: Игорь Логвин