ART1 обнаружил в произведении раблезианскую телесность и недюжинное чувство юмора.

Писатель Владимир Лорченков совсем недолго жил или нечасто бывал в России, он начал писать в Молдавии, а продолжил в эмиграции в Канаде. Ранние его произведения были отмечены российскими литературными премиями, и хоть большая часть его произведений издана на русском языке, он остается автором, более известным за рубежом, чем в России. ART1 прочел роман «Таун Даун» и обнаружил в бульварном чтиве, которым на первый взгляд кажется произведение, раблезианскую телесность и недюжинное чувство юмора.

Действие его последних романов «Таун Даун» («Царь горы»), «Ночь в Кербе» и «Библиотечный роман» происходит в основном в Канаде, и их можно было бы назвать типичной эмигрантской литературой и сравнить хоть с Гайто Газдановым, хоть с Эдуардом Лимоновым, а в чем-то даже и с Сергеем Довлатовым, но только формально. Чтение этих романов может вызвать множество негативных эмоций, ведь автор прямолинейно с буквально чувствующейся ненавистью к лицемерию, пишет о том, с чем столкнулся на новой родине и как писатель, и как эмигрант. Под раздачу попадают и свои братья мигранты из СНГ (большей частью расисты, мизогины, насильники, пошляки и дураки), и арабские, китайские и африканские «понаехавшие», а также «коренное население», а точнее первые эмигранты Канады — франкоканадцы или так называемые «кваки».

В романе «Таун Даун» главному герою, наделенному автобиографическими чертами писателю-эмигранту Лоренкову, только приехавшему в Канаду, приходится зарабатывать на жизнь тяжелым трудом грузчика мебели в компании бывших соотечественников по СНГ. При этом его писательская слава дает ему пропуск в более высокие социальные сферы, где он знакомится с местными представителями интеллектуальной элиты — издателями, журналистами, профессорами и прочими хипстерами. Поскольку он живет во франко-канадской провинции Квебек, то в основном общается с франкоговорящими коренными жителями, которые неожиданно принимают Лоренкова за русского специалиста по спецоперациям и подготовке сепаратистских революций. Писатель, как «джентльмен в поисках  десятки», не брезгует любой подработкой — хоть переводами для иноСМИ, хоть «военной» подготовкой канадских хипстеров-лесорубов, мечтающих о независимости от англосаксов, но то, что начиналось как абсурдная комедия недоразумений постепенно превращается в кровавый триллер.

Весь роман написан от первого лица и представляет собой сплетение монологов, как авторских, так и других персонажей, ведущих нескончаемые разговоры с писателем. В основном все они очень неполиткорректны, иногда даже исполнены дикой человеконенависти, и в абсолютном большинстве — совершенно пошлые. Кажется, что и сам автор таков — зол и плохо воспитан. Все, о чем он мечтает, пока слушает чужие монологи — это напиться вина и заняться сексом с какой-нибудь женщиной, не обязательно собственной женой.

В то же время в этот казалось бы низкопробный бульварный роман, полный раблезианской телесности, на каждой странице вдруг втискиваются, вплывают и органично вплетаются мифы индейской Канады до завоевания англосаксами, романтика средневековых трубадуров и ветхозаветной «Песни песней», традиции классической русской психологической литературы и чисто голливудские ужасы. Автор, как слаломист на горе, скользит по этому ненадежному снегу, по пути делая комплименты и споря с любимыми и ненавидимыми всемирно известными писателями, чтобы финишировать своим личным концом света.

Это и страшное, но и чертовски смешное повествование об абсурде реальной жизни, одновременно и знакомое, и экзотичное. И каждый может представить себя на месте главного героя, который преодолевая опасности, большинство из которых сам на себя навлек. Помогают ему древние канадские боги и мессия — мальчик с синдромом Дауна, а также его апостолы: маньяк-убийца из Африки, канадский миллионер — любитель платного и бесплатного секса и Владимира Путина, лесбиянка-феминистка, а также певица Аврил Лавин. Главный герой видит крушение и смерть своих врагов и оказывается в персональном раю. Всякий бы почувствовал себя счастливым, если бы мог также просто избавиться от канадских бюрократов, английских спецслужб и жадного босса, а потом остаться наедине с бутылкой вина и любимой, под аккомпанемент собственных мыслей и чувств.

Наталья Швейкина

Владимир Лорченков дал интервью ART1. Он вообще легко идет на контакт с читателями. В личном общении писатель оставляет впечатление очень интеллигентного и деликатного человека, на первый взгляд совершенно не похожего на главного героя книги «Таун Даун», но все остальное по его утверждениям — полная правда.