Ионов рассказал ART1 какие комплексы у России; чем больны современные молодые музыканты; и почему пропаганда ЛГБТ это плохо, а цензура — хорошо.

Александр Ионов — создатель легендарного петербургского клуба «Ионотека», владелец лейбла Ionoff Music и заведения IONOFF BAR, а также экс-продюсер Гречки и просто отличный музыкант. В интервью ART1 он рассказал о том, почему, стоя перед богом, не стоит винить в выпитом блейзере Сашку Ионова; какие комплексы у России; чем больны современные молодые музыканты; и почему пропаганда ЛГБТ это плохо, а цензура — хорошо.

 

«Немного «Ионотеки», капля IONOFF BAR и щепотка индустрии» — коктейль готов!

 

От некоторых петербуржцев можно услышать, что «Ионотека» скатилась в «пафосный андеграунд» вместе с его создателем…

Нигде в «Ионотеке» нет ничего пафосного. Когда люди, например, видят, что Ионов появляется на Первом канале, в журналах «Собака», «Афиша» — у них возникает чувство зависти. А это очень примитивное и простое чувство. Да, оно свойственно всем. Но люди интеллигентные способны его подавлять. Я много кому завидую, но видит бог, это белая зависть.

Вот пример. Навальный показывает, допустим, что у Медведева 65 вилл. Умный человек понимает — он максимум в две-три съездит и все. А нам покажут все эти квадратные метры и все... начинается: «О боже, несправедливо, а где моя вилла?!». Забывая, что ты на нее даже не заработал и никто, кроме тебя самого в твоем безденежье не виноват.

Со мной и «Ионотекой» такая же ситуация. Некоторые говорят: «Ой, почему он называет себя андеграундом, культом? Он такой пафосный!». А ты сделай свой собственный андеграунд, сделай свою «Ионотеку». Были ведь клубы, которые угрожали существованию моего заведения. Но они все куда-то делись.

Что по твоему делает «Ионотеку» уникальным местом?

«Ионотека» сама по себе уникальна. Ввиду того, что является конгломератом лейбла, клуба, бара, места для тусовок, а также студии продакшена. Единственное похожее заведение было в Англии — Haçienda. То был культовый клуб-лейбл.

 

Очередной вечер в «Ионотеке»

Именно им я вдохновлялся. Правда там был несколько иной уровень — все было в рейве и наркотики. А у нас все адекватнее. Чтобы мог прийти, например, 16-летний пацан и сказать: «Вот, у меня песня есть». И он будет у меня играть с 20:00 до комендантского часа. При этом ни один клуб в России не даст ему выступать у себя. Только «Ионотека». Потому что денег он не приносит и никому не нужен, до поры до времени.

Дай, пожалуйста, короткий и яркий образ ионотечной публики

Пару лет назад я бы сказал, что это девочка с фиолетово-голубыми волосами. Но сейчас это просто такой indie-kid, который слушает независимую музыку. У него смешная такая одежда, куча забавных наколок. Плюс он пофигист, который разрывается между художественной академией и стаканом блейзера.

«Ионотеку» обвиняют в «развращении умов и того, что пониже». Якобы, это место, где молодые ребята массово деградируют. Что ты об этом думаешь?

Да… Это очень старый тезис. Я считаю, что человек сам несет за себя ответственность. Собственно, перед богом мы все предстаем в одиночестве. И вот предстает перед ним какой-то парень и говорит: «Каюсь, я пил блейзер! Но это Саша Ионов виноват! Бог, покарай его». Это так не работает. Я вот в свое время и пил, и употреблял. И сейчас во всех проблемах со здоровьем виноват только я, а не какой-то там, допустим, Гриша, подливавший мне в далеком 90-м.

 


Концерт в «Ионотеке»

Слушай, в «Ионотеке» нигде не написано: «Приходите, пейте литрами водку, если вам 16 лет». Во-первых, мы не пускаем тех, кому меньше 18-ти после комендантского часа. Во-вторых, у нас стоит весьма суровый охранник, который за всем следит.

В итоге, все это личное дело каждого. Я, например, знаю людей, которые вообще не пьют. Просто приходят к нам, чтобы впитать атмосферу. Их конечно очень мало, и я считаю их довольно странными людьми. Ибо мне, например, самому на трезвую голову тяжело находиться в «Ионотеке».

Да боже, в любом случае, это все просто молодые ребята, студенты первого-второго курсов. Они приходят выпить, потанцевать, найти себе подругу. И это абсолютно нормально!

А возникают ли сейчас у тебя, твоего клуба проблемы с властями, полицией?

Проблем не возникает. Да, когда-то мелкие недопонимания случались, конечно. Например, однажды одна группа повесила на афишу фотографию Гитлера. Просто панки, которые решили покуражиться. А это в итоге приписали к пропаганде фашизма. Пришлось извиняться, удалять. Теперь я достаточно строго смотрю, чтобы не было там различных патриархов или перевернутых крестов.

Перевернутые кресты?

Ну да. Не нужно. Это оскорбление чувств верующих. Я сам себя считаю человеком православным. Может быть не практикующим, но, во всяком, случае я крещен. И мне не очень понятно, для чего переворачивать крест и кричать «слава сатане!». Конечно, я могу понять для чего это нужно определенным музыкальным группам. Но, к сожалению, мы живем в такой стране, где это не рекомендуется. И можете называть меня ужасным конформистом, но я ради сохранности клуба, своей организации, лейбла — не буду биться с правительством за ваши концерты с перевернутыми крестами, на которые придут 15 псевдосатанистов.

Поработав в свое время в медицине в США я понял, что очень часто религия, вера, церковь — это последнее прибежище для людей, у которых не осталось никакой надежды. Так что я бы на тему веры, религии и церкви особо не шутил.

Как думаешь, с чем связана музыкальная продвинутость Запада и как России догнать их?

Россия потихонечку догоняет, но у нашей страны еще огромное количество комплексов. Эти комплексы тянутся хвостом уже несколько сотен лет. Начиная с нашей государственности, когда наши правители и элита смотрели на Запад с благоговением и завистью.

Это действительно серьезный комплекс — неумение ценить свое собственное. У нас целый век — огромная яма, из-за которой мы оторвались от мировой культуры. Да, в итоге, мы сейчас конечно отстаем. Но благодаря технологиям все быстро наверстываем. Теперь любой парень в интернете может посмотреть, что популярно в Лондоне и как это делается. Вообще, в западной музыке ничего такого нет. Просто она толком никогда не была «под ногтем», там практически не было цензуры.

Возможно ли построить в России идеальный клуб для музыкантов?

Как раз идеальный клуб я и пытаюсь построить. Но это не так-то просто. Знаешь, музыканты ведь такие люди… всегда будут жаловаться, что им что-то не так.

Что ты имеешь в виду?

Ну… музыканты не знают, чего хотят. Я им говорю: «Пожалуйста, я не буду вычитать никаких процентов из ваших доходов». Они отвечают: «Нет уж, мы пойдем, заплатим в другом клубе, но это будет не «Ионотека». Почему? Да потому что уважаемые хейтеры создали моему клубу такой ореол, что играть в нем сейчас якобы зашкварно. А почему? Не ясно. У нас последние два года звук лучше, чем в большинстве клубов Петербурга.

 


Ионов с группой Граф Дракула

Многие музыканты хотят хайпа. И «хорошего» хайпа. Они избегают почему-то «Ионотеку». Думают: «А вот пойдем, отдадим деньги последние, которые могли потратить на запись и продюсирование. Отдадим деньги какому-то злому дяде, которому на музыку совсем плевать». Мне некоторые группы заявляют: «Да у вас малолетки, трэш в туалетах…» Но простите, в других местах концерты этих ребят также превращаются в сплошной алкотрэш. Может тогда проблема вовсе не в моем клубе?

И так последние семь лет. Надоело уже на самом деле. В итоге, приходят нормальные ребята, которые играют давно устаревший гранж, который я лично не особо люблю. Но они приходят. Играют, пьют пиво, зарабатывают и не выеживаются. И именно такие получают от меня зеленый свет, простоту и доброту.

Что ты ненавидишь в клубной индустрии в России?

Мне не нравится снобизм русских людей, мне не нравится, что якобы нужен хороший евро ремонт в клубе и прочее. Для меня клуб — это место, которое как другая реальность. Вот, например, я хочу атмосферу сюрреального подземелья, наполненного странными звуками. Я не хочу только смотреть фильмы и представлять такое в голове. Я лучше спущусь в темный клуб сам и почувствую всю эту атмосферу.

 


Концерт в «Ионотеке»

Короче, мне не нравится тенденция в России к этому вымученному гламуру, лоску. Это опять же из-за нищеты. Внуки черных крестьян интуитивно тянутся к блеску.

Есть ли у российских музыкантов отличительные черты?

Собственно, как и большинство молодежи в России, они отличается тем, что до посинения живут с родителями. Если ты вспомнишь американские фильмы, там бывают такие задроты, живущие у мамы в подвале. Это человек, который не поступил в колледж, не уехал из родного дома и не встал на ноги. Он — навсегда изгой.

У нас это нормально: «Мне 28, я с мамой живу». А потом когда, наконец, женится в 29, начнет трепать несчастную жену, чтобы готовила как мамка. В Америке по-другому. Те же музыканты после 18 лет самостоятельны. Они собирают группу в колледже, где они уже снимают комнату. Они могут частично работать. То есть они встают на ноги. А когда колледж заканчивают — они уже взрослые люди. А у нас — «ой мама, ой это». И такая несамостоятельность просто убивает. В остальном музыканты одинаковые и проблемы их, например хроническое безденежье в США такое же.

 

Лейбл в мире андеграунда

 

Насколько доходно работать с андеграундом?

Все зависит от артиста и его репертуара. Гречка у меня на лейбле начинала с полного андеграунда, но раскрутилась и начала зарабатывать очень хорошие деньги.

 


певица Гречка

Но нельзя сказать, что когда ты на лейбле, сразу будешь много зарабатывать. Лейбл — это просто посредник. Он упрощает вывод денег из электронных сервисов скачивания. Без лейбла тебя могут кинуть и прочее. Как минимум.

По какому принципу ты отбираешь ребят в свой лейбл?

Ну изначально лично мне просто что-то должно понравиться в музыке. Особенно я тяготею к инди. Не буду слушать точно русский рок. То есть я иногда даже говорю: «Да, ребята. Вы на границе русского рока. Очень сильно задран вокал. Такой мужественный. Между Цоем и Сплином. Но нафиг мне оно не надо». Мне нужен скорее такой странненький мальчик, который сопли разводит про девочек и наркотики.

На кого ставишь основные ставки из своего лейбла?

Не сказал бы, что на кого-то конкретного. Просто есть сердцевина лейбла. Это группа «Несогласия», «Ритуальные услуги», «Бенгальские подонки», «Хозяйственное мыло». Они очень активно работают, что-то делают.

 


Одно из выступлений группы «Ритуальные услуги»

Еще, например, у меня появилась группа «Восточный скоростной диаметр». То есть просто пацан играл на гитаре и решил группу собрать. И я бы не сказал, что он прям «о! боже мой!» Но он активен. Играет концерты, пиарится, продвигается. И у него позитивное отношение.

Ведь все мы куем что-то. Если я ничего не буду делать — ничего и не будет. Если музыкант ничего не будет делать — тоже ничего не будет. Если действовать, то рано или поздно группа прорвется и люди начнут ее замечать. Но нужно себя продвигать. А не ждать, когда Саша Ионов тебя продвинет.

 

От общего к личному

 

Что думаешь по поводу ЛГБТ и русской гомофобии?

Я абсолютно нейтрально отношусь к ЛГБТ. Но при этом я лично считаю, что ЛГБТ-сообщество в России не может иметь такого же статуса, как за рубежом. Время для этого еще не настало. Я убежден, что менталитет русской нации, если таковой вообще имеет место быть, сильно отличается от западного, где ЛГБТ давно уже стало нормальным явлением.

Например. Бранным словом в России является синоним мужчины с нетрадиционной ориентацией. На букву П начинается. Даже я иногда употребляю это слово, хотя не хочу этим словом сказать, что ненавижу ЛГБТ. И покуда у нас вот это слово срывается с уст столь бездумно — о какой толерантности к ЛГБТ можно говорить?

Моя единственная претензия к ЛГБТ – это та пропаганда, которая проводится без учета достаточно серьёзных последствий. Они пропагандируют молодым ребятам с любыми девиациями гендера, что нужно заявить о том, что ты не такой как все. Гордиться этим, не бояться и просто жить по жизни. И отвлеченно от России я в принципе с ними на 100 % согласен.

Но мы забываем, в какой стране живем. Если в Петербурге это еще прокатит, то скажем в Ростове или в другом городе — нет. Вот представь, ребенок в 12 лет выходит в школе к доске в Ростове и признается всей школе, что он - гей. А через несколько дней его за школой избивают, ломают шею. Или голову просто проламывают. И все. Похороны. ЛГБТ придет на похороны? Сомневаюсь. Да и какая разница. Главный вопрос – какую ответственность понесет ЛГБТ за убитого ребенка, который послушал их очень прогрессивные советы, с которыми я полностью согласен, если бы это было в США. Но он же в России живет.

А потому я бы хотел, чтобы ЛГБТ скорректировала свою пропаганду. И вместо полной копирки западных ценностей занялась их адекватной адаптацией к российской действительности. А это сложная задача. И я не знаю, как начать объяснять мужикам, которые из-под Ростова — «да какая разница чувак кто, как и с кем спит».

Как ты относишься к мировой моде на политкорректность?

Это не мода – это тенденция. Я много с этим сталкивался. В США я работал в больших корпорациях, и там они просто обязаны проводить занятия по политкорректности. Мне это все очень напоминало минутки полит информации в советской России, где пионеров водили и что-то про коммунизм втюхивали.

Я работал инженером по программному обеспечению в крупнейшем банке калифорнийском и два раза в год должен был посещать специальный класс по толерантности. Менеджер нашего отдела бегала и говорила: «Алекс, принеси мне справку, что ты сходил на эти курсы».

Курсы. Все сидят за столом. Нам раздают бумажки, завтраки. И рассказывают: «Представьте ситуацию. Вы зашли в лифт. Там пять женщин и один черный мужчина. Увидев этого мужчину, все девушки подняли сумочки к себе. Что они сделали неправильно?». Ну и тому подобный бред.

 


Один из андеграундных концертов

Кстати. Россия — это единственная страна, где либералы могут ратовать за ЛГБТ, но при этом кричать о ненависти к черным. И это абсолютный абсурд. К примеру, в США, если ты либерал, то ты должен любить всех. А у нас же до сих пор либералы могут сидеть и вопить— мы за Навального, за свободу, но чтобы геев тут не было. И в этом плане мы абсолютно не состыкуемся с западным миром. Это смехотворно и дико и наши либералы не понимают, как абсурдно они выглядят на фоне своих западных коллег.

За примерами далеко ходить не надо. Вот Собчак. Она же у нас либеральная икона. И при этом в своем инстаграмме не так давно написала следующее: «Я не знаю, что построят на этом месте в стране, где теперь по статистике каждый пятый носит имя Мухаммед, но я точно знаю, что шедевры не служат разуму, который их недостоин».

Не думал книгу издать?

Да, такие были мысли. Но пока что не готов, да и времени нет. Но это в планах. Много и про жизнь и про воззрение. У меня есть, что сказать людям.

У тебя своеобразное отношение к «высшими кругами общества». С чем это связано?

Мне особо нечего с ними обсуждать. Я лучше буду общаться с группой «Несогласие» и узнаю, как они хотят записать альбом, что их волнует. Это мое поле деятельности. молодые ребята, их музыка. Со своими сверстниками мне особо не о чем поговорить. Ну иногда могу там… А ну вот знакомая написала, ей под 40 лет. Говорит, сын поехал на стажировку в США. Отлично. Поздравляю. Какая у тебя сейчас мечта? Главная цель. Я бы хотел развить линейку бизнеса, связанного с музыкой. Не в смысле доходов, а в смысле возможности продюсирования и помощи музыкантам. Не буду раскрывать всех своих планов, но когда это вращается только вокруг моей персоны — все ограничивается достаточно скупыми шагами. Хотелось бы это поставить на более профессиональные рельсы. Вплоть до какого-то продюсерского дома.

Ну то есть какую-то организацию, которая реально помогала бы молодым людям. Но это будет невозможно без каких-то внешних влияний. С одной стороны я бы хотел, чтобы были влияния. С другой стороны — я не очень хочу подчиняться всяким инвесторам.Да и сами музыканты больше всего ценят свободу.

Так что это очень сложный вопрос. Но если спрашивать о моих мечтаниях – я бы хотел больше помогать молодым артистам и поставить все это на более профессиональные рельсы. Потому что сейчас мы иногда буксуем.

Тебя не пугает «закручивание гаек» в стране и усиливающаяся цензура?

Если говорить о цензуре, то я не нахожу в этом ничего сверх плохого. Это просто реалии. И честно говоря, определенное количество цензуры — оно конечно хорошо, но в меру. То есть да, я вижу, что мой провайдер начинает глушить, например, не только сайты для взрослых, но и просто с кинофильмами. С другой стороны точно также это работает и на западе. Это такой пластмассовый мир, который победил, наверное.

Я не думаю, что очень много чего-то плохого сейчас в стране происходит. Просто все достаточно привыкли к беспределу. Недавно Иван Ургант шутил над тем, что книги теперь по паспорту нужно покупать. Он реально отрывался и выставлял паспортный контроль абсурдным. А ведь у этого человека дети. Приведу пример. До недавнего времени книги писателя Сорокина были в свободном доступе в магазине «Буквоед». Просто на полке для всех. Если, допустим, школьник в 10 лет открывает роман «Сердца четырех» - первые 10 страниц там о том как пионер занимается оральным сексом с ветераном Великой Отечественной Войны. В конце там «занятия любовью» с черепом. Если не ошибаюсь. Вот несовершеннолетние дети господина Урганта придут, сядут на корточки в Буквоеде и будут спокойно всё это читать. Что тогда будет с головой ребенка? Как вам такое нравится.

На разных людей по-разному влияет литература. Кто знает, чем прочитанные строки «18+» обернутся для 10-летнего мальчишки. А если он потом маньяком станет или депутатом. Только подумай. Именно эти маньяки какие-нибудь или депутаты потом будут определять наши жизни. Один за углом вас подкараулит, а другой законодателем станет на манер Милонова. Лучше чтобы дети росли в относительной гармонии, без потрясений психики.

А потому разумную цензуру я приветствую. Цензура в хорошем смысле – это как гигиена – руки нужно мыть. Но не нужно мыть их 75 раз в день или по каждому поводу, бездумно.

Я реально не вижу отчего у нас в стране столько нытья. Я лично не сталкиваюсь ни с чем по-настоящему плохим. Но конечно же я против столь суровых наказаний и тюремных сроков – например, задел полицейского за плечо – сел на три года. Это абсолютно абсурдно. Это думаю, даже Путин понимает.

А про все эти митинги — я не знаю. Я бы предпочел, чтобы дети шли учиться. И получив образование могли сделать нашу страну лучше.

Максим Мальцев