ART1 побывал на экспозиции и выяснил, что уличное искусство можно считать постепенно уходящей в прошлое традицией.

В Петербурге в музее современного искусства «Эрарта» с 26 сентября по 16 декабря проходит выставка «Говорящие стены» — коллаборация представительницы академической художественной школы Динары Хертнагль и уличных художников-граффитистов. Эффект, который получился при слиянии этих двух стилей оказался необыкновенным. ART1 побывал на экспозиции и выяснил, что уличное искусство можно считать постепенно уходящей в прошлое традицией.

Вышколенная живопись академической художницы явила собой невероятный контраст с ярким хаосом уличных граффитистов. На картинах мы видим обыкновенные петербургские дома, глядя на которые, может возникнуть чувство дежа-вю. И, действительно, сами дома в большинстве своем не являются чем-то особенным. Подобные здания вы можете встретить во всем историческом центре Петербурга: неухоженные, неуютные, с плесенью, зачастую нежилые, они парят в пустом белом пространстве полотен художницы.

Дома, нарисованные на холсте, в свою очередь являются своеобразным «холстом» для пестрых граффити. Здания имеют депрессивную палитру оттенков, с которой борется неоновая роспись граффити. Подтеки,противостояние света и тени, неявная кирпичная кладка, анимично-желтый соседствует с кислотно-розовым, безнадежно-коричневый украшен индиго-синим. Стиль нарисованных граффити вызывает ассоциации с бунтарской культурой хип-хопа нулевых, через которую Хертнагль и вошла в мир уличного искусства, начав заниматься брейк-дансом.

Некоторые образы из картин бросаются в глаза и надолго запечатлеются в сознании. Например, нарисованная на стене гигантская синяя женщина в нижнем белье, плавно спускающаяся с водостока так, словно с шеста. Петербургский дворик — будто окошко в другой мир. Пустые окна поблескивают подслеповатым светом, ржавый металл крыш скрывается за яркими надписями.

На одной из картин непременно обратит на себя ваше внимание стрелка с восходящей звездой, которая, словно комета, космическим блеском сияет на глухой стене дома, что рождает множество вопросов о ее происхождении. Сюрреалистичная вспышка, непохожая на граффити, нарисованное на нарисованном. Откуда появился этот сияющий всполох в том месте, до которого, казалось бы, никогда не доходит яркий свет?

Другая картина «Россия 1984», название которой непроизвольно относит нас к популярному роману Оруэлла, выполнена в блекло-сиреневых тонах, на фоне которого изображены готические девочки в ретро-одеждах. Их позы скованны и они стоят спиной, словно отгородившись от зрителя. Или черный человечек, стоящий в громаде каменных джунглей, кажется букашкой на теле абсолюта, зажатого в тонны бетона. У этого человечка только один вопрос, воспроизведенный белым шрифтом на полотне, и этот вопрос звучит так «Что я здесь делаю?» Что делает этот неизвестный человечек, стоя один на крыше дома? 

Другое творение представляет из себя кроваво-красный дом, завешанный настоящей сеткой, на холсте в буквальном смысле вырезаны буквы «Там, где нас нет». Дом неприятный, заброшенный, тот, который обычно становится на путь реставрации, но не проходит его, сразу же падая в яму аварийности, откуда он и не возвращается…

Картины «говорят» нам о проблеме заброшенности многих петербургских домов, имеющих историческую значимость и о роли уличного искусства в облике города и душах его жителей. Кому-то нравится уличные творения, кто-то их ненавидит, но нет тех, кого бы они оставляли равнодушными.

Художники, с которыми «разделила» свои холсты Хертнагль, были из активного поколения начала нулевых, которое еще не имело возможности самовыражаться через социальные сети, а потому делало это через уличное искусство — Стас Багс, Владимир Абих, Максим Има, Super 158, Никита Dusto, группа анонимных художников «Осколки», Мартин Aroe, Турбен и Sasha Sam. Сейчас практически каждый имеет доступ к интернету, и вся наша жизнь все больше и больше переносится в виртуальное пространство, что способствует некоторой трансформации привычного для нас облика уличной живописи.

Эту выставку непременно стоит посетить не только ценителям современного искусства и любителям граффити, но и людям, далеким от искусства, потому что картины, представленные в «Говорящих стенах», расширят кругозор вашего восприятия живописи, настроят вас на философский лад и натолкнут на размышления о будущности уличной культуры, ее роли в жизни горожан.

 

Мария Овчинникова