ART1 о спектакле «Такого театра» по мотивам истории о Билли Миллигане.

«Такой театр» - это независимый петербургский проект, чьи постановки заняли особое место в театральной жизни Санкт-Петербурга. Для аудитории, которая не следит за лауреатами премии «Золотая маска» наиболее известными спектаклями театра являются постановки знаменитых романов Дениэла Киза «Цветы для Элжернона» и «Множественные умы Билли Миллигана». Сегодня мы поговорим о последнем.

Синдром множественных личностей – это до сих пор «терра инкогнита» для ученых, которые, даже после того как вора и насильника Билли Миллигана официально признали носителем этого заболевания, продолжают спорить, а возможно ли на самом деле сосуществование нескольких совершенно разных личностей в одном человеке.  

Роман «Множественные умы Билли Миллигана» - пожалуй, самая лучшая художественная книга, посвященная этому синдрому. В ней нас знакомят с 24 личностями Билли, появившихся в результате насилия, жертвой которого он стал в детстве – каждая из них «рождалась» как реакция на какой-то стресс, раздражитель или соблазн и помогала справиться с теми ситуациями, с которыми не мог сам Билли. Книга – история того, как эти личности в процессе лечения сращивались в одну.

Созданный на основе книги спектакль «Такого театра» не ставит перед собой цели показывать постепенное излечение главного героя от этого синдрома. Создав совершенную фантасмагорию, в которой существует множество параллельных планов: реальный, мир снов, мир воспоминаний, команда проекта ставит перед собой задачу максимального погружения зрителя в действие, по которому он путешествует вместе с действующими лицами, пытаясь понять где правда, где ложь, откуда берутся добро и зло. Это тщательно смоделированная картина безумия, которую либо для вас создал сам Билли Миллиган, либо в которой вы, напротив, заперты вместе с ним и пытаетесь найти выход. Выбирайте сами.

Внимательный зритель найдет в спектакле приятные глазу отсылки к «Пролетая над гнездом кукушки» и «Заводному апельсину». В целом визуальный ряд спектакля выполнен на высочайшем уровне: замкнутое пространство, монотонность звуков, бьющий по глазам свет, видеоряд, воспроизводящий эффект безумия и появляющийся на экране текст не дают возможности вырваться из созданной атмосферы ни на минуту. Зритель, теряя контроль над происходящим, чувствует себя также, как в открывающий спектакль сцене, в которой герой пытается взять в руки пакет, но не может, так как его руки слушаются кого-то другого.  

Но, разумеется, такая постановка была бы невозможна без отличных актерских работ. И в «Билли Миллигане» их достаточно. Термин «актерский ансамбль» принимает особый смысл, когда актеры начинают говорить в один голос, подкрепляя слова синхронностью движений. Хотя нужно отметить значительный разрыв между игрой мужской и женской половины этого ансамбля. Все мужские образы – от самого Билли во всех его ипостасях до трогательного глухонемого пациента клиники пронимают до мурашек, вызывают сопереживание или отторжение, улыбку или ком в горле. В свою очередь, женские персонажи, не являясь при этом откровенно слабыми, выглядят «филерами» или несут в себе не совсем нужную в отдельные моменты комедийную нагрузку. Но важно отметить драматургию построения характера персонажей – вы не найдете в этом спектакле героя, которому будет возможно вынести однозначный вердикт.

Несмотря на длинный хронометраж – а спектакль идет почти 4 часа – ощущения растянутости повествования и лишних сцен нет. Если же во время просмотра в какой-то момент вы спросите себя «а зачем мне сейчас это показали?», то вспомните поговорку, про ружье на стене, которое обязательно выстрелит. Каждая из сцен доносит определенную мысль или прямо намекает на главный сюжетный поворот спектакля.

В последнем акте один из персонажей произносит фразу «Что сделать морю, чтобы снова стать водой?». Этот вопрос на каком-то этапе задает себе каждый из нас: если в какой-то момент ты перестал быть собой, потерял себя в работе, отношениях, быту, как снова стать собой? Пройдя через лабиринт своих снов, герой спектакля «Билли Миллигана» говорит нам, что «чтобы выйти, надо сначала войти» - чтобы стать собой, нужно собрать свои воспоминания как пазл, понять и принять их.

Екатерина Иванова