АRT1 собрал подборку лучших фильмов Эмира Кустурицы к 65-летию режиссера

Знаменитый режиссер, один из немногих обладателей двух Золотых пальмовых ветвей Каннского фестиваля, Эмир Кустурица снял свой первый (короткометражный) фильм еще в 1971 году. Полнометражных фильмов в фильмографии режиссера, тем не менее не так уж можно. Мы выбрали для вас топ-5 фильмов, просмотром которых вы можете поздравить с 65-летним юбилеем. 

Первый полнометражный. "Помнишь ли, Донни Белл?" (1981 год)

Первой работой Кустурицы в большом кино стала сентиментальная драма о проблемах боснийской молодежи, снятая в его родном городе Сараево (и, кстати, в оригинале звуковая дорожка фильма - боснийский диалект сербохорватского языка). Вдохновленный итальянской культурой и полный отсылками к фильмам Феллини, "Помнишь" - это картина, в которой найдется место для мечтаний и идеалистичных картинок, но которая до последнего карта проникнута суровой и жестокой реальностью современного Кустурицы миру. Обязательно к просмотру, если Вы хотите познакомиться с творчеством Кустурицы или уже с ним знакомы, но по каким-то причинам не видели его дебют в полном метре. 

Первый приз Каннского фестиваля. Время цыган (1988 год)

В 1989 году за "Время цыган" Кустурица получил свою первую режиссерскую награду Каннского фестиваля. В этом фильме Вы снова увидите много бытовых моментов, которые режиссер умеет показывать с уникальным юмором, на грани между фарсом и драмой. В центре сюжета здесь молодой человек Перхана, который обладает телекинезом и воспитывается бабушкой, лечащей людей без лекарств. Еще у главного героя есть сестра-инвалид и дядя, который проигрывает все деньги, оказывающиеся у него в руках. Перхана хочет заработать денег честным трудом, построить дом, жениться на своей любимой и пристроить сестру в хорошую больницу в Любляне и для этого отправляется в Италию вместе с богатым цыганским бароном. 

Второй приз Каннского фестиваля. Андеграунд (1995 год) 

"Белград страдал от открытого перелома души" - цитата из фильма дает понять, что перед нами снова рассуждение Кустурицы о тяжелой судьбе своей родной страны, растерзанной войнами и проблемами. Гротескная, лента, в которой много сарказма и еще больше боли получила неоднозначные отзывы критиков когда вышла, но сегодня считается классикой и превозносится зрителями как одна из лучших работ Кустурицы. Сюжет рассказывает нам историю белградского подполья. Главные герои - Марко и Черный - в начале Второй мировой войны, во время фашисткой оккупации, прячут в подполье солидный груз оружия (а также многочисленных друзей и родственников). Но и после окончания войны герои остаются в подполье, которое живет отдельно от внешнего мира, по своим собственным законам. "Андеграунд" принес Кустурице его вторую режиссерскую награду Каннского фестиваля. 

Самый известный и самый легкий. "Черная кошка, белый кот" (1998 год) 

Если попросить случайного зрителя перечислить фильмы Кустурицы "Черная кошка, белый кот" наверняка окажется первым в списке. В этой картине Кустурица снова возвращается к цыганской теме и рассказывает историю двух цыганских баронов, которые, хотя и не виделись 25 лет и разменяли 9 десяток, вынуждены объедениться, чтобы разбираться с неприятностями, которые устроили их многочисленные потомки. Этот фильм больше комедия, чем остальные фильмы Кустурицы - он более "драйвовый", более голливудский и очень абсурдный. Рекомендуем его как лекарство от трагизма предыдущих рекомендуемых картин. 

Первый в 21 веке. Жизнь как чудо (2004 год)

После "Черной кошки" режиссер взял длительную паузу - его новый фильм "Жизнь как чудо" вышел только в 2004 году. Снова трагикомедия о том как живет Сербия сегодня. Главный герой Лука — очень правильный, но чудаковатый инженер, который строит тоннель между Балканами и остальным миром. Его жена Ядранка — не особо правильная (и душевнобольная к тому же) певица, а сын Милош хочет стать футболистом, но не имеет к этому способностей. Здесь, как и в других фильмах режиссера он одновременно рассказывает историю отдельных персонажей и - одновременно - историю целого народа. Оставаясь трагикомедией, фильм, согласно своему названию оставляет после себя ощущение вдохновения, веры в лучшее и оптимизма.