Германский театр является одним из самых передовых не только в Европе, но и во всем мире.  Здесь работают лучшие режиссеры, постановщики и артисты из разных стран и континентов, устойчиво сохраняется активность публики, прогрессируют историко-критическое мышление и теория искусствоведения, постоянно возникают новые течения и рождаются уникальные спектакли.

Стремительное развитие этой культурной сферы обусловлено многими причинами. О них и пойдет речь далее.

Особенности финансирования

Принято считать, что секретом успеха театрального искусства в Германии является именно финансирование. И в этом есть доля правды. Ведь власть на 90 % обеспечивает государственные заведения (сегодня в стране таких около 140), и только 10 % – это дотации из собственного дохода. Благодаря такой системе коммерческие вопросы уходят на второй план, а все силы направлены на создание идеального продукта. Культурные деятели сосредотачиваются на самом важном – шедевральной постановке и собрании полного зала.

Интересно: театральная система Германии настолько уникальна, что ее хотели даже занести в культурный фонд ЮНЕСКО.

Публичная площадка для дискуссий

Театр для немцев – это не только зрелище или место, куда можно прийти и отдохнуть душой. В понимании нации он должен быть публичным, куда люди приходят обсудить наболевшие вопросы, подумать над собственной идентичностью, пересмотреть ценности. И сделать это с помощью искусства. Здесь собираются представители всех категорий населения, которым есть о чем поговорить и обменяться мыслями.

Развлечение и наполненность зала – далеко не главная задача. Намного важнее ставить увлекательные спектакли с глубоким подтекстом, чтобы зритель не «посмотрел и забыл», а получил эмоциональный и личностный вызов. Драматурги руководствуются не данью моде, а чувствами, переживаниями и глобальными проблемами современности.

Беспрерывный контакт с аудиторией

Связь с общественностью происходит не только через афиши театра. В каждом заведении есть большая команда, состоящая из маркетингового отдела, PR-специалистов, администрации, а также сформированы отдельные мастерские, которыми управляют по несколько педагогов актерского мастерства.

Внутренние контакты

Отношения между коллегами по сцене в Германии также имеют свои особенности. У них труппа и руководитель – единое целое. А, как известно, сплоченный коллектив – половина успеха. Они движутся в одном направлении и работают на результат. Как у них так получается? Все дело в том, что интендант и актеры трудоустроены по контракту. И согласно договору, когда руководитель покидает должность, за ним уходят и все члены его команды. В таких условиях нет места интригам, подставам и разбирательствам.

Ключевые фигуры

Роли драматурга и режиссера в германских и российских театрах разные. Это главные персонажи, от которых зависит успех постановки.

Драматург не занимается написанием сценариев. Он руководит отделом связи с общественностью, составляет репертуар. На его плечи возлагается ответственность за успех каждого представления. В обязанности входят поиск пьесы, проведение переговоров с ее автором. При этом он должен обладать особым чутьем и знать наперед, что эта работа в конечном результате будет успешной, интересной и соберет как минимум 10 раз полный зал.

Режиссер считается «посредником» между автором спектакля и актерами. Перенося слова из бумаги на сцену, происходит много изменений и правок. Создатели пьес бывают часто недовольны такими действиями. И задача режиссера найти золотую середину, не утратив самобытности и основной идеи.

Общедоступность зрителю

На территории страны за год в среднем ставится около 126 тысяч постановок. Активная публика составляет почти 40 % населения. Масштабы впечатляют. Концерты и спектакли в Германии очень популярны, и массовые сборы после представлений для обсуждений и обмена эмоциями – традиция.

Культурные деятели принимают активное участие в общественной жизни. В каждой государственной газете есть страница или колонка, посвященная искусству. Число специализированных театральных изданий в стране насчитывает более 20.

Важно и то, что посещение спектаклей доступно каждому жителю. Если человек не может купить билет на премьеру, он использует систему вечерних касс, заказывает стоячее место, дожидается скидок.

Театр в Германии – это любимое детище нации, культурное достояние страны. Зрители приходят сюда зарядится энергией и эмоциями, пробудить тонкие струны души, поговорить о наболевшем, и переосмыслить отношение к миру. Выступление на немецкой сцене – это честь для каждого актера. Ведь такую отдачу публики мало где еще встретишь.