Один из известнейших в мире граффити-художников, работающий анонимно под псевдонимом Бэнкси, лишился исключительных авторских прав на свою же работу. Это стало известно из решения, которое обнародовал специальный орган — ведомство по интеллектуальной собственности Евросоюза (EUIPO), пишет World Trademark Review. Все дело в том, что автор попал в бюрократическую ловушку — из-за того, что художник не желает раскрывать свою личность, его нельзя признать владельцем исключительных прав на юридическом уровне. Правообладателями изображения стали производители открыток Full Colour Black. После решения EUIPO на них обрушился шквал обвинений со стороны фанатов Бэнкси.

«Прежде всего мы хотим поблагодарить огромное количество людей, которые размещают заказы. Мы работаем так быстро, как только можем, чтобы выполнить их, и даже привлекли дополнительный персонал, чтобы помочь с отправкой. Меньшинству, которое пишет подлые вещи, мы тоже хотели бы сказать спасибо! Каждый раз, когда вы пишете о нас в любой социальной сети, даже в негативном ключе, вы продвигаете наше присутствие выше в рейтинге глобальных поисковых систем... и тем самым приносите нам больше клиентов. Так что, пожалуйста, продолжайте. Ваш негатив на самом деле оказывает положительный эффект. Вы делаете наши общедоступные граффити-открытки еще более известными и доступными, что нам очень нравится. Обычно это стоит нам больших денег... вы же делаете это бесплатно!», — прокомментировали в Full Colour Black.

Стоит отметить: полиграфическая компания использует и другие изображения Бэнкси, получится ли у них оформить авторские права на рисунки художника, пока не известно. Компания не использует изображение «Метателя цветов» в своих маркетинговых кампаниях. При этом Full Colour Black говорит о планах увеличить тиражи и демонстрирует успех.

Бэнкси зарегистрировал «Метателя цветов» в качестве товарного знака в 2014 году. Через пять лет Full Colour Black заявили: автор работы не собирается использовать товарный знак, а зарегистрировал его для того, чтобы исключить случаи использования другими. Производители открыток неоднократно пытались связаться с Бэнкси, пытаясь договориться о выплате отчислений с продажи открыток. Бэнкси понял, что дело пахнет керосином, и тут же открыл в Лондоне временный «магазин товаров для дома» под названием «Gross domestic product», по факту это был не шоурум, а экспозиционный зал, картины же продавались через интернет. Бэнкси честно признался: магазин он открыл только для того, чтобы урегулировать спор с Full Colour Black. Художник послушался юристов, которые советовали: чтобы подтвердить свои права, он должен продавать свои работы сам. В EUIPO сочли признание Бэнкси достаточным для отчуждения прав на работу.

«Бэнкси предпочел остаться анонимным и по большей части рисовать граффити на собственности других людей без их разрешения, а не на холстах или на своей собственности», — прокомментировали в ведомстве.

Бэнкси знаменит своим неординарным подходом к вопросам авторства и феномену произведения — он с легкостью разрезал одну из своих работ при помощи шредера прямо во время аукциона Sotheby's. Автор ведет себя так, чтобы подчеркнуть: ему больше важен социальный фидбэк художественного творчества, нежели коммерческие выгоды. Для Бэнкси, как и для любого граффитчика, было мучительно сидеть дома на карантине.

Со скандалом прошла выставка Бэнкси и в России. Экспозиция в Москве была размещена в Центральном доме художника. Бэнкси заявил, что он не знал о готовящихся выставках его работ в Москве и Санкт-Петербурге. Художник разместил в своем аккаунте скриншот переписки, в ней собеседник сообщает автору о том, что вход на выставку в Москве стоит около 20 фунтов стерлингов. Бэнкси ответил: он против того, чтобы за просмотр его работ брали деньги, и добавил, что экспозиции в России не имеют к нему отношения.

Кураторы выставок Бэнкси в России подтвердили, что автор не знал об экспозициях. Все просто: художник продает свои принты коллекционерам, те, в свою очередь, имеют право выставлять работы, не спрашивая разрешения.