С 24 по 27 сентября в дрезденском центре Hellerau состоялась премьера оперы Владимира Раннева «Бойня номер пять». Режиссер постановки — Максим Диденко. В основе либретто автобиографический роман Курта Воннегута о бомбардировке Дрездена во время Второй мировой войны, пишет Stravinsky.online.

По сути это междисциплинарный синтетический продукт: помимо собственно музыки в оперу включены видеоарт, хореография и перформативные практики, что для современного искусства является уже традиционным. Музыку российского композитора озвучил вокальный ансамбль «AuditivVokal Dresden» под управлением Олафа Катцера.

Раннев не впервые прибегает к сочинению музыки a capella: в Электротеатре Станиславский с большим успехом прошла премьера оперы на тексты Антона Чехова и Юрия Мамлеева «Проза». Причем этот спектакль вошел в репертуар театра вопреки современной тенденции к театру staggione — блочным показам театральной продукции.

Stephan Floss

Владимир Раннев много работает как за рубежом, так и в России. В феврале 2021 года в Пермском театре оперы и балета состоится премьера композиторского заказа кантаты для хора на стихотворения Константина Стешика сочинения «Белорусские песни».

К премьере в Hellerau подготовились основательно, даже провели читки романа Воннегута в Центральной библиотеке Дрездена. Организаторы также сообщали: показы оперы состоятся при особых условиях, билеты бронировались заранее и посмотрело спектакль ограниченное число зрителей.

Премьера в Hellerau отвечает устремлениям современного искусства к междисциплинарности: помимо музыкантов, в спектакле задействованы разные группы исполнителей. За танцевальную группу из девяти артистов отвечал хореограф Владимир Варнава.

Для той же Пермской оперы Максим Диденко готовит оперу «Лулу» Альбана Берга, спектакль будет представлен под закрытие сезона 2020–2021. Премьера должна была состояться на Дягилевском фестивале 2019 года, но была отложена из-за проблем с финансированием. Это должна была быть первая опера в копилке модного режиссера, но обстоятельства распорядились иначе, «Лулу» выйдет значительно позже «Бойни номер пять». Режиссер известен своими работами в Гоголь-центреТеатре нацийАлександринском театреТеатре имени Ленсовета и многих других.

«Курт Воннегут рассказывает об ужасах войны и в то же время делает это предметом самого воспоминания. Его роман — это коллаж, сатира, биография, научная фантастика и все одновременно: повествование романа блуждает по разным временным уровням фрагментарно, отрывочно, позволяя личному опыту и извлеченным урокам слиться с вымыслом. Воннегут был взят в плен в 1944 году и доставлен в Дрезден. Он пережил тяжелые бомбардировки 13 и 14 февраля 1945 года. Его роман, опубликованный в 1969 году, становится культовой книгой. Диденко, получивший множество наград и известный своим мощным хореографически-театральным сценическим языком, ищет новые возможности для современного взгляда на текст Воннегута и так называемый “дрезденский миф”», рассказали в Hellerau.

По словам представителей Hellerau, Диденко представил новую сценическую версию культового романа Курта Воннегута. Постановка задумана как мультимедийный музыкальный театральный проект на стыке театра, танца, музыки и перформанса, с исполнителями, танцорами и певцами, выступающими на сцене. Для пространственной реализации спектакля художник по свету Эй Джей Вайссбард использовал концепцию естественного света, заложенную в годы основания Hellerau, а Олег Михайлов создал видеоарт.