Театральный фестиваль «Золотая Маска» анонсирует показы спектаклей, номинированных на премию в 2020 году. Показы спектаклей пройдут по всей России «от Москвы до Новосибирска, от Котласа до Сыктывкара». Трансляции покажет проект TheatreHD. Как пояснили в оргкомитете премии, зрителям европейской части страны и уральского региона будут доступны прямые трансляции спектаклей, жители более восточных российских городов увидят показы в записи. В нынешнем сезоне «Золотая Маска» покажет два спектакля, отмеченных российской театральной премией: 25 октября «Иранскую конференцию» Театра Наций и 4 ноября «Добрый человек из Сезуана» Московского театра им. А.С. Пушкина. Показы организованы для того, чтобы определить срез российской театральной жизни.

Действие спектакля происходит в Копенгагене, куда съезжаются участники симпозиума по вопросам Ближнего Востока — привычная картина из ленты новостей, но кривая политической дискуссии выводит героев туда, куда они не готовы были прийти: рассуждения о гуманистических идеалах, смысле жизни и свободе. В спектакле подчеркнуто звездный состав: здесь задействованы Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Ксения Раппопорт, Станислав Любшин, Вениамин Смехов.

«Естественно, симпозиум по вопросам Ближнего Востока — лишь повод взглянуть на ту же Россию, на взаимоотношения религий. Мы наблюдаем очень умную и сложную для восприятия пьесу, как мне кажется, одного из самых выдающихся современных драматургов Ивана Вырыпаева. Важнейшая задача каждого артиста в этом спектакле — личное участие в том, что он произносит. Надо ли говорить, что для любого проекта самое важное — кастинг», — рассказал исполнитель одной из ролей в спектакле, актер Андрей Фомин в интервью «Коммерсанту».

Спектакль произвел фурор сразу после премьеры и вызвал ожесточенные споры. Дело в том, что по сути, это спектакль, где актеры много разговаривают и размышляют. Российский зритель, привыкший к нарративности, не всегда готов принимать пусть и видимое отсутствие действия.

«Иранская конференция» в Театре Наций, по многочисленным отзывам, обычная читка, никакой режиссуры, только звезды, только хардкор. И тут, конечно, состав имеет значение. У меня он был почти эталонный — от дяди Жени, Кищенко и Гордина до Дапкунайте с Раппопорт, Уваровой и Любшиным. В совместных работах режиссера Виктора Рыжакова и драматурга Ивана Вырыпаева традиционно гармонично соседствуют минимализм формы и мысли. Вырыпаевские пьесы чаще всего выступают триггером для зрителей: автор накидывает нам не готовые и оформленные мысли, поражающие своими откровениями, а семена, у которых практически всегда одни и те же названия: любовь, бог, вечность, смерть, жизнь, свобода. Собрать из букв О, П, Ж, А каждый раз новое слово уже почти нереально, поэтому Вырыпаев даже не пытается что-то изобразить, а отдает эту занимательную задачку зрителям»,комментирует зритель спектакля.

news.myseldon.com

Зритель явно бросает камень в огород режиссера Виктора Рыжакова. Тенденциозный для российского театра процесс — неприятие обновления, реновации, отразился и на карьере режиссера. Сейчас он переживает период адаптации в театре «Современник»: его назначили на должность художественного руководителя после кончины Галины Волчек. Коллектив театра разделился на два лагеря: кто-то не хочет принимать нововведения худрука, кто-то, наоборот, поддерживает. До этого Виктор Анатольевич руководил Театрально-культурным центром им. Вс. Мейерхольда. Между тем мастерская Рыжакова гордится своими актерами и явно делает ставку на человеческий потенциал.

Иван Вырыпаев — один из топовых драматургов в современном российском театральном поле. По мнению некоторых театралов, он перерос профессию драматурга и написал не пьесу, а философское послание и сделал это максимально конкретно, четко и талантливо.

«Каждый из актеров, участвующих в спектакле, представляет свою точку зрения на мир. Иногда кажется, что эти точки зрения слишком банальны, но почти каждую реплику из актерских монологов можно "отливать в граните", например "не новые формы нужно искать, а верные"! В результате хочется купить текст пьесы и спокойно прочитать его с карандашом в руках», пишет пользователь сайта afisha.ru.
«Эта постановка по пьесе знаменитого драматурга Ивана Вырыпаева текуча и изменчива, как само театральное искусство: звездные исполнители, в числе которых могут оказаться Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Станислав Любшин и другие, порой сами не знают, в каком составе выйдут на сцену. Из-за этого и пронзительные монологи их героев звучат каждый раз по-новому, и из взаимодействия персонажей рождается каждый раз уникальное многоголосье. Одно остается неизменным: до предела честный разговор затрагивает самые болезненные точки современного человека — от мировой политики до сугубо личных проблем», рассказали в Theatre HD.

Theatre HD показывает как прямые трансляции мировых оперных премьер, к примеру, в Метрополитен опера, так и продукцию небольших независимых театров.

Пользуясь порталом Theatre HD, важно выставлять именно свой город в правом верхнем углу — программа показов разнится в зависимости от региона, но, судя по афише проекта, в планах у авторов инициативы постепенное расширение сети кинотеатров, вовлеченных в показы спектаклей.